Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако отношения представляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Содержание

Введение.
Общая характеристика финансовой системы КР.
Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики.
Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

фин сист.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Нынешняя бюджетная система  не способствует эффективности и  установлению приоритетности и не обеспечивает использования кредитных ресурсов по их назначению. Поэтому программа  реформ в рамках PSRMAC нацелена на управление ресурсами государственного сектора  таким образом, чтобы ресурсы  направлялись на финансирование наиболее приоритетных программ, издержки предоставления услуг поддерживались на возможно более низком уровне и обеспечивалось более эффективное распределение государственных средств.

Предлагаемая программа  реформ повысит эффективность бюджетного процесса и создаст условия для  разработки усовершенствованных программ расходов, имеющих более приемлемые масштабы и содержание, что придаст  стабилизации налогово-бюджетной сферы  более устойчивый характер.

С начала осуществления программы  структурных реформ и стабилизации были достигнуты значительные результаты в возобновлении экономического роста, в сокращении инфляции, снижение дефицита бюджета и регулировании  роста денежной массы, а также  в поддержании валовых официальных  резервов.

Возобновление экономического роста подкрепилось также существенными  структурными реформами, включая либерализацию  цен и торгового режима, процентные ставки по депозитам и кредитам, прекращена выдача централизованных кредитов, резко сокращено банковское финансирование бюджетного дефицита.

Основным направлением бюджетной  политики Кыргызской Республики в среднесрочной  перспективе является стабилизация состояния государственного бюджета, снижение его дефицита путем максимальной мобилизации доходов и жесткого ограничения расходов.

Основные направления  и отличительные особенности  процесса составления республиканского бюджета на 2008-2009 финансовые годы заключается  в следующем:

1. Переход на среднесрочное  финансовое прогнозирование с  целью повышения эффективности  бюджета как инструмента экономической  политики Правительства.

 Для достижения указанной  цели Министерством финансов  республики разработана модель  среднесрочного финансового прогноза, основывающаяся на прогнозируемых  доходах, а также установленных  размерах дефицита бюджета и  источников его покрытия, посредством  которой рассчитана величина  расходов республиканского бюджета  на 2008-2009 финансовые годы в целом  и по секторам экономики.

2. Составление бюджета  в разрезе административных ведомств  на основе административной классификации.

В целях повышения "прозрачности" бюджета и усиления ответственности  за его исполнение республиканский  бюджет на 2008 год составлялся в  разрезе административных ведомств на основе административной классификации. Административная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решаются проблемы, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.

3. Полное включение программы государственных инвестиций в республиканский бюджет.

Начиная с 2007 года в государственный  бюджет включаются основные показатели Программы государственных инвестиций (ПГИ), содержащие стоимостную оценку реализуемых и планируемых инвестиций проектов в различных секторах экономики  республики, финансируемых за счет средств иностранных инвесторов .

Основные показатели ПГИ  представлены в разрезе потребностей инвестиционных проектов в финансировании, увязанных с ожидаемыми или согласованными обязательствами доноров (стран  или международных организаций) по представлению инвестиционных ресурсов. ПГИ на 2007-2009 годы получил положительную оценку от Всемирного Банка был представлен как основной документ Правительства в области направлений государственных инвестиций на Консультативной Встрече по Кыргызстану в мае 2007 года в Париже.

Общая сумма проектов, включаемых в ПГИ в бюджете на 2007год, составляет 171,7 млн. долларов США (9 % от ВВП), при  этом 92 % от указанной суммы будет  покрыто за счет внешних источников финансирования. Доля софинансирования из республиканского бюджета составит всего 14,2 млн. долларов США (0,74 % от ВВП).

4. Переход отдельных министерств  на составление бюджета на  программной основе (БПО).

Данный метод предлагает четкое определение среднесрочных  целей сектора, возглавляемого соответствующим  министерством, с определением путей  достижения данных целей в виде программ с установлением степени приоритетности каждой программы и калькуляции  расходов по ним.

БПО включает в себя методологию  для составления бюджета мероприятий, являющихся приоритетными на государственном  уровне. Целью составления бюджета  на программной основе является сдерживание  снижения реальных расходов определенных секторов путем сосредоточения ресурсов на ограниченном количестве высокоприоритетных мероприятий для выполнения специфических  государственных задач и поиска наиболее низкозатратных способов для достижения этих целей.

5. Установление бюджетных  ограничений (контрольных цифр) для  административных ведомств в  целях сохранения бюджетных расходов  в допустимых пределах.

Для усиления степени контроля за расходами бюджета Министерством финансов в 2006 году разработана система расходных ордеров, которая основана на выделении министерствам, административным ведомствам, государственным комиссиям и комитетам, другим организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, ассигнований из республиканского бюджета с учетом утвержденных расходов (лимитов), определенных для министерств и ведомств росписью бюджета.

Система расходных ордеров  позволит предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, управлять своими расходами  на более продолжительный период времени, предотвратить принятия ими  финансовых обязательств, исполнение которых нереально из-за отсутствия средств, что в свою очередь создает  условия для предупреждения задержек по выплатам и снижения размера неоплаченных расходов.

Одновременно с доходной частью реформировалась и расходная  часть бюджета. Политика реформ в  области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:

1) сокращение численности  служащих бюджетных учреждений;

2) рационализация предоставления  услуг в секторах образования  и здра-воохранения;

3) совершенствование и  углубление системы адресной  социальной помощи малообеспеченным  слоям населения

4) реформирование пенсионной  системы с целью ликвидации  задолженности по выплате пенсий  и уменьшения бюджетных трансфертов  в социальный фонд.

В качестве фактора развития инфляции и роста обменного курса, действовавшего до недавнего времени, выдвигается резкое увеличение денежной массы при финансировании дефицита бюджета кредитами Национального  банка. В 2007 г. Правительство отказалось от использования кредитов Национального  банка для финансирования дефицита бюджета, тем самым продолжив  политику минимизации инфляционного  давления на экономику.

Вместе с тем кредиты  Национального банка обеспечивали большую долю средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета. В 2006 г. 60 % общей суммы финансирования и 13 % внутреннего финансирования приходилось на кредиты НБКР.

Поэтому, совершенствование  структуры органов государственной  власти всех уровней и сокращение расходов на их содержание является один из путей сокращения расходов при  формировании и исполнении бюджета, заложенный Концепцией экономического и социального развития Кыргызской Республики за период до 2008 года, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики.

Сокращение бюджетного фонда  на основе укрепления доходной части  и контроля роста расходной части  бюджета - одна из центральных задач  государства. Так в 2008 г. расходы  на содержание органов государственной  власти (только правительственные структуры) были сокращены на 12 % (75 млн. сомов).

Также из государственного бюджета выделяются средства предприятиям в виде субсидий и дотаций. Не целевое  использование предприятиями республиканских  бюджетных средств, предоставленных  на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служит основанием для:

• сокращения или прекращения предоставления всех форм государственной поддержки , в том числе отсрочек налоговых платежей.

• взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики.

Исполнение бюджета двух последних лет показало правильность выбора реформирования государственной  финансовой системы. Удалось резко  сократить задолженности по социальным выплатам, которые ранее достигали 4-5 месяцев. Государственные расходы  были сокращены с 28,6 % ВВП в  2004 г. до 22,9 % ВВП в 2007 г., до 15,5% ВВП в 2009 г., что было достигнуто благодаря  упорядочению общегосударственных  расходов, созданию системы социальной защиты населения. Доля программных  кредитов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, по сравнению  с предыдущими годами существенно  сокращается. В 2004 г. на финансирование дефицита бюджета было направлено 120 млн. долл., в    2006 г. - 81,2 млн. долл., в 2007 г. - 92,6 млн. долл., в 2008 г. эта сумма  составила около 50 млн. долл., но а в 2009 г. эта сумма составляла 75 млн. долл.

Среди расходов госбюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего долга. Он возникает  при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано  с превышением бюджетных расходов его доходами). Это значит, что  государство становиться заемщиком  финансовых средств у населения, у банков и предприятий (в этом случае возникает внутренний государственный  долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний долг государства). Формами  привлечения заемных средств  для финансирования расходов бюджета  могут быть выпуск и размещение государственных  обязательств и различные займы (Национального банка Кыргызстана, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).

В целях максимальной стабилизации государственного бюджета Правительством Кыргызской Республики в 2007-2009 г. предприняты  меры по снижению дефицита госбюджета, ужесточение финансовой дисциплины, усиление учета и контроля за формированием доходов и осуществление бюджетных расходов.

3. Финансовая система  и социально-экономическое развитие  Кыргызской  Республики.

В экономике переходного  периода на стадии становлении рыночных механизмов весьма существенно возрастает роль финансового рынка, финансовой системы в регулировании социально-экономических  процессов в обществе, которое  осуществляется с помощью различных  экономических рычагов.

В силу своей распределительной  природы, финансы обладают большими возможностями воздействия на факторы  производства и весь воспроизводcтвенный процесс в целом. Каждая сфера и отдельно взятое звено финансовой системы являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья финансовой системы функционируют относительно самостоятельно, но при этом им необходимо информировать друг друга об изменениях в своей области.

 Сферы и звенья финансовой  системы отличаются степенью  сложности и разветвленности  отдельных элементов. Например: для  бюджетной сферы характерна система  из многих видов налогов, наличие  разнообразных направлений использования  средств и методов финансирования. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

С переходом к рыночным отношениям возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью  налогов (ставок обложения, порядка  исчисления, предоставления льгот) стремится  влиять на уровень обеспеченности предприятий  собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные процессы: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему  социального страхования и др.

Целью финансовой политики в Кыргызстане, разработанной в  современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного  производства. Социальная направленность государственной политики проявляется  не только в изыскании возможности  увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом  подходе к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Основной задачей государства  при реализации стратегии устойчивого  человеческого развития является повышение  благосостояния населения. Борьба с  бедностью - одна из самых приоритетных задач в рамках этой стратегии.

Информация о работе Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики