Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 21:54, реферат
Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические аспекты финансового планирования
Понятие, сущность финансового планирования . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Методы, используемые при финансовом планировании .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические аспекты финансового планирования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем.
Особую актуальность вопросы планирования государственных финансов имеют для Российской Федерации, у которой относительно небольшой опыт разработки, реализации и контроля государственных планов в условиях рыночной экономики. Если в начале-середине 1990-х годов в РФ наблюдался острый бюджетный дефицит, огромный внешний и внутренний долг, отсутствовала четкая и последовательная финансовая политика, то в начале XXI века ситуация во многом изменилась на противоположную. Как следствие, во многом претерпели существенные изменения приоритеты и методы планирования бюджета, внебюджетных фондов и прогнозирование экономики.
Теоретические аспекты финансового планирования.
Финансовое планирование – один из функциональных элементов управления финансами, в процессе которого органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом, реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства.
Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно рассматриваемыми нами субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления.
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. При помощи финансового планирования государство:
В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов
Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления по планомерному формированию и использованию денежных доходов в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития и определяющими финансовую политику.
В процессе реализации финансового планирования, как метода управления финансами органы государственной власти и местного самоуправления должны решать следующие задачи:
1. Определение объема
финансовых ресурсов по
2. Определение объема и направления использования финансовых ресурсов.
3. Обеспечение
4. Создание условий для
укрепления устойчивости
5. Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также маневрировать ресурсами.
При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В самом общем виде под финансовым планированием подразумевается процесс разработки и реализации финансовых планов.
Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязке материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.
Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей.
В доходной части бюджета находят отражение налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. В расходной части бюджета планируются и утверждаются конкретные виды расходов органов государственной власти и местного самоуправления по следующим направлениям: законотворческая, судебная, правоохранительная и управленческая деятельность; реализация конституционных социальных прав граждан; обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и международная деятельность; государственное регулирование экономики и научно-технического прогресса; формирование государственных (муниципальных) резервов; управление государственным (муниципальным) долгом; прочие направления расходования. Состав и структура планируемых доходов и расходов бюджетов различных уровней власти и управления существенно различаются и зависят от распределения доходных и расходных полномочий (вопросов ведения), закрепленных за соответствующим уровнем государственной власти и местного самоуправления действующим бюджетным и налоговым законодательством. Плановые показатели бюджета отражают основные параметры федеральной, региональной и муниципальной социально-экономической политики и планов развития страны и ее территорий.
При разработке проектов бюджетов используются плановые параметры, заложенные в таких относительно самостоятельных документах, как долгосрочные целевые программы, федеральная адресная целевая программа, Инвестиционный фонд РФ и ведомственные целевые программы. Долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются на федеральном, региональном и местном уровнях соответствующими исполнительными органами публичной власти и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
На уровне текущего планирования органами государственной власти , местного самоуправления осуществляется перспективное финансовое планирование в целях координации социального и экономического развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации дохода, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на плановый период и законодательно не утверждается.
Плановый период – очередной год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка федерального бюджета, и последующие два года.
Проект перспективного финансового плана разрабатывается согласно одобренному Правительством Российской Федерации варианту основных показателей перспективного финансового плана в целях определения основных характеристик бюджетной системы РФ, в том числе и федерального бюджета, а также установления предельных объемов бюджетов субъектов планирования в плановом периоде.
Перспективный финансовый план в своем качественном содержании должен отражать:
Средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов на соответствующей территории консолидируются в сводный финансовый баланс.
Сводный финансовый баланс РФ представляет собой документ, в котором отражаются плановые параметры объема и направлений использования финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Этот баланс составляется в целях оценки финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития страны и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период (два года), а также для оценки влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие общества.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.
Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.
Наряду со сводным финансовым балансом государства разрабатываются региональные сводные финансовые балансы необходимость которых обусловлена рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий региональных органов власти и предприятий, расположенных на территории, по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми
затратами на осуществление
3) необходимостью сведения
воедино различных видов
Информация о работе Финансовое планирование в сфере государственных финансов