Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа
Значительный вклад в систематизацию знаний о финансах был сделан итальянскими учеными; более того, по мнению известного петербургского ученого А. И. Буковецкого, именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло собственно зарождение финансовой науки. Так, вопросами систематизации знаний в области финансов занимались такие видные ученые, как Д. Карафа, Н. Макиавелли, Дж. Ботеро.
Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория…………………………………..5
1.2 Субъекты финансовых отношений………………………………………..6
1.3 Основные функции финансов……………………………………………..11
1.4 Финансовая политика……………………………………………………..14
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов………………………………………………………………………….15
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура…………………………………....19
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России……………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников литературы……………………………..30
Приложение…………………………………………………………...………….31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский федеральный
университет имени первого
Курсовая работа
Финансовое состояние современной России и резервы его улучшения
Дисциплина Финансы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория…………………………………..5
1.2 Субъекты финансовых отношений………………………………………..6
1.3 Основные функции финансов……………
1.4 Финансовая политика……………………………
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы,
ее задачи. Структура государственных
финансов…………………………………………………………
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура…………………………………....19
3.2 Основные функции финансового
механизма в реализации
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников литературы……………………………..30
Приложение……………………………………………………
В последние годы в России в условиях рыночного хозяйствования отмечается стремительный рост роли государства во всех областях человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и, прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения, с этим связана актуальность темы курсовой работы.
Объектом курсовой работы являются показатели, составляющие финансовую систему Российской Федерации.
Предметом исследования являются функции финансовой системы.
Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
Курсовая работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается необходимость сущность финансов.
В главе 1.1. изучается понятие финансов, и основные направления изучения финансов как экономической категории.
В главе 1.2. изучаются субъекты и виды финансовых отношений государства, анализируется состав бюджета Российской Федерации.
В главе 1.3. изучаются основные функции финансов: распределительная, контрольная, стимулирующая. Рассматриваются причины мирового финансового кризиса.
Во второй главе изучается
понятие финансовой системы и
финансовой политики
В главе 2.1. изучается понятие финансовой системы, ее задачи и структура государственных финансов.
В главе 2.2. рассматривается вопрос финансовой политики государства, ее цели, задачи, содержание.
В третье главе рассматривается вопрос о роли финансового механизма в формировании финансовой политики государства.
В главе 3.1. изучается понятие финансового механизма, ее структура.
В главе 3.2. рассматривается вопрос о применение финансового механизма в реализации антикризисных мер в России.
Глава 1 Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В современных условиях рыночных отношений, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением, и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Финансы представляют собой
экономические отношения, связанные
с формированием, распределением и
использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств
в целях выполнения функций и
задач государства и
Финансы - это самостоятельная наука, изучающая деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина, которая включает в себя:
1.2 Субъекты и виды финансовых отношений
Традиционно финансы разделяют на публичные и частные.
К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы).
Во второй группе выделяют:
Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.
Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»). Согласно указанному нормативному акту, налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (8)
Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).
Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае, когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».
Налоги сегодня - важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог - это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог - налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.
Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:
Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль над правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.
Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введен 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ. (2)
Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова. В доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
Затем составляется расходная часть бюджета, включающая:
Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций, в конечном счете, определяют саму структуру капитала организации.
Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:
Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций. (8)
Информация о работе Финансовое состояние современной России и резервы его улучшения