Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:25, реферат
Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от них основной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников.
Введение…………………………………………………………….…3
1. Источники финансирования ………………..……………………...4-5
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………6-16
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………17-19
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих
организаций……………………………………………………………..20-22
Список литературы……………………………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский государственный университет
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Финансы
на тему:
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.
Выполнила:
студентка 3 курса
группы 3/4
Павлова В.А.
Научный руководитель:
к. э. н., доцент Курникова И.В.
Иваново-2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Источники финансирования ………………..……………………...4-5
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих
организаций…………………………………………………
1.2. Государственные источники финансирования некоммерческих
организаций…………………………………………………
1.3. Собственные источники финансирования некоммерческих
организаций…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Финансовые ресурсы
Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов. Большинство некоммерческих организаций создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей. В отличие от них основной целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных и иных потребностей его участников.
Источники формирования финансовых
ресурсов некоммерческих организаций
различных организационно-
Однако состав источников
и их соотношение неодинаково
для организаций различных
1. Источники финансирования некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации отличаются высокой диверсификацией
источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют
от них не только разработки собственных доходных направлений
деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со
стороны государства, населения и частного сектора.
Источники финансирования некоммерческих организаций делятся на три
группы:
• привлеченные,
• государственные,
• собственные средства.
К привлеченному финансированию относятся благотворительные,
спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное
финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.
Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой
деятельности.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
|
Табл.1 . Источники финансирования некоммерческих организаций
Наличие различных источников финансирования в структуре доходов
организаций культуры определяется национальными особенностями
менеджмента в некоммерческой сфере. В России, Франции, Германии
традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда
как в США – привлеченные
и собственные источники
1.1. Привлеченные источники финансирования некоммерческих
организаций.
Благотворительность и спонсорство. Если сущность
благотворительности достаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О
благотворительной деятельности
и благотворительных
«добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной
(безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или
юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств,
бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной
поддержки», то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ
«О рекламе», как «осуществление юридическим или физическим лицом
(спонсором) вклада (в виде
предоставления имущества,
интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в
деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на
условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».
Однако спонсор может требовать в качестве ответной услуги не только
рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например, организацию
выставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в
обществе имиджа фирмы.
Итак, спонсорство – вид экономической сделки, в процессе которой
происходит обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности
размещения рекламы, проведения PR–мероприятий, стимулирования сбыта и
др. В отличие от благотворительности, представляющей форму
добровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со
стороны физических и юридических лиц, спонсорство характеризуется
исключительно коммерческими интересами.
Пожертвование. Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй
Гражданского Кодекса РФ, признается дарение вещи или права в
общеполезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги).
Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным,
благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям
социальной защиты, фондам, музеям и другим учреждениям культуры,
общественным и религиозным организациям. Для этих лиц пожертвования не
облагаются налогом на прибыль. Во всех остальных случаях (в частности, для
таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как
некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации,
ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное
дарение и облагаются налогом
на прибыль в составе
доходов.
Патронаж и меценатство. Патронаж в российском законодательстве
определен в отношении только дееспособных граждан. Под ним, согласно ст.
41 ГК РФ, понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в
осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей
совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой
помощи по состоянию своего здоровья. Однако патронаж может быть
трактован намного шире, как в отношении физических, так и юридических
лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов
деятельности.
Патронаж – это оказание долгосрочной материальной и
организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на
получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть
наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем
планировании некоммерческой деятельности и т.д.
Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в основном
распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.
Меценатство – организация
и поддержка общественно-
мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и
искусства).
Членские взносы. Членские взносы также не имеют однозначной
трактовки в российском законодательстве. Закон РФ «О некоммерческих
организациях», рассматривая права и обязанности членов некоммерческих
организаций, не дает общего
определения отношений
общественных объединениях» в ст. 6 в качестве членов рассматривает
физических и юридических лиц, «чья заинтересованность в совместном
решении задач объединения в соответствии с нормами его устава оформляется
соответствующими
позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в
целях обеспечения их равноправия». Однако в законе не указано на
взаимовыгодный и
регулярной уплатой различных членских взносов для получения товаров и
услуг организации.
Членские взносы – регулярное отчисление средств в некоммерческую
организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.
Грант – средства целевого финансирования (денежные средства или
иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые
безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом
использовании.
Привлеченные источники финансирования
некоммерческих организаций в США и России.
Привлеченные средства являются основным источником
финансирования некоммерческой сферы США. На протяжении последних
двадцати лет они составляют около 70% всех финансовых поступлений
некоммерческой сферы. В 1999 г. средства от населения и коммерческого
сектора в бюджете некоммерческих организаций достигли 11,1 млрд. долларов,
тогда как государственные субсидии – всего 1,3 млрд. долл.
За 1970-1990-е гг. наблюдаются следующие тенденции развития
привлеченного финансирования в американской некоммерческой сфере.
Во-первых, за последние двадцать лет в некоммерческой сфере США
наметилась устойчивая тенденция, с одной стороны, увеличения
благотворительных взносов населения и, с другой стороны, снижения темпов
роста благотворительных вкладов коммерческого сектора. Благотворительные
взносы населения в некоммерческой сфере в процентах к личным доходам
населения возросли с 1,95% в 1970 г. до 2,19% в 1999 г. Благотворительные
вклады корпораций, стабильно увеличивавшиеся за период с 1970 г. по 1980 г.
от 0,8 млрд. долл. до 5,6 млрд. долл., остановились в своем росте с 1980-го г. В
результате, благотворительные взносы компаний в 1980 г. и 1999 г. составили
одну и ту же цифру – 5,6 млрд. долл.
Выявленную тенденцию можно объяснить изменениями в политике
коммерческих структур, а именно сменой форм филантропии. Как точно
замечает сотрудник
Национального Индустриального Совета США Д. Йедлик, налицо «отход от
понятия чистой филантропии к той позиции, когда образуется союз бизнеса с
некоммерческой сферой с целью достижения взаимных деловых целей».
Если в 1970-е годы в благотворительной политике предпринимательских
структур имела место чистая филантропия, т.е. свободное жертвование
средств некоммерческим организациям без преследования каких-либо
коммерческих целей, то с 1980-х годов наметилась тенденция к анализу и
планированию всех направлений расходов компаний, в том числе и
благотворительных.
В регулярное обращение вошел термин корпоративные социальные
инвестиции, обозначающий отчисление средств коммерческими
организациями на общественно-полезные цели. Каждая статья социальных
расходов корпорации должна быть запланирована заранее и сопровождаться
определенной отдачей. С позиций некоммерческих организаций
корпоративные социальные инвестиции принимают форму спонсорских
средств.
В ходе спонсирования некоммерческие организации приобретают
необходимые для выполнения уставной деятельности материальные и
денежные ресурсы, возможности
использования современных
оборудования, а также повышения квалификации сотрудников.
Спонсоры, согласно материалам Американского Коммерческого
Комитета Поддержки Искусств,
рассматривают корпоративные
инвестиции как «составляющие программы связей с общественностью,
направленной на расширение внешних контактов и создание благоприятного
имиджа фирмы». Кроме того,
спонсорство выступает как «
рекламы и доступа к престижным развлекательным программам».
Действительно, некоммерческие организации в ответ на спонсорский взнос
включают название компании в свои печатные издания; помещают логотип
Информация о работе Финансовые ресурсы некоммерческих организаций