Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:08, реферат

Краткое описание

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.
Существуют законы, указы, постановления, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….стр.3
1. Назначение финансового контроля ………………………………..…стр.4
2. Виды и методы финансового контроля………………………………стр.8
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль………………….стр.12
Список литературы………………………………………………...……стр.17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Финансовый контроль.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

        Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)

        Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

        Финансовый контроль проводится  разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются  следующие методы финансового контроля: наблюдения,  надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и  т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности и др.

        Основной метод финансового контроля  – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

        По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические,  полные (сплошные), выборочные. По организационному  признаку они могут быть плановыми  (предусмотренными в плане работы  соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением  сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

        Ревизия основывается на проверке  первичных документов, учетных регистров,  бухгалтерской и статистической  отчетности, фактического наличия  денежных средств и товарно-материальных  ценностей, результаты ревизии  оформляются актом, имеющим юридическую  силу источника доказательств  в следственной и судебной  практике.

Немаловажное  место среди методов финансового  контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

        Выделяют три основных этапа счетной проверки:

  1. проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
  2. сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
  3. проверка обоснованности учетных записей по данным первичных    документов.

        Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать, прежде всего, на неэффективное,  нерациональное использование государственного  имущества.

       

Контрольно-ревизионное  управление (КРУ)

        Основной задачей деятельности  территориальных управлений КРУ  является осуществление последующего  контроля за своевременным ,целевым  и рациональным использованием  и сохранностью федеральных средств  , что включает в себя:

  • усиление контроля за целевым использованием средств федерального   бюджета;
  • осуществление контроля за целевым и рациональным использованием     государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств     федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;
  • проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

 

КРУ помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящихся в их собственности. Органы КРУ в своей работе взаимодействуют с другими государственными органами. Законодательством также определены формы взаимодействия органов КРУ с правоохранительными органами в целях усиления эффективности контроля, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

 

 

3. Органы, которые осуществляют финансовый  контроль.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные  комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения  государственного прогноза экономического и социального развития народного  хозяйства государственного бюджета  по звеньям бюджетной системы, отчетов  по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования  государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и  бюджетно-финансовые комиссии. При  законодательных органах создаются  также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые  министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования  средств бюджетных фондов. Поэтому  этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные  управления, а в территориальных  финансовых органах - аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные  управления и аппараты контролеров-ревизоров  проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций  и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных  Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским  аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками  финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет  систему налоговых органов Государственная  налоговая служба. Налоговые инспекции  на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых  служб являются: контроль за соблюдением  законодательства о налогах, обеспечение  полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния  предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности  и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью  определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных  объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных  форм собственности необходимые  документы и сведения, за исключением  тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан  в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие  о сокрытии доходов; применять санкции  и штрафы; предъявлять в суд  и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции  обязаны не разглашать сведения о  размере вкладов предприятий  и граждан. Граждане и предприятия  могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных  налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений  порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового  рынка, что определяет направления  дальнейшего развития и возникновения  новых форм и средств финансового  контроля. Аудиторство - новое в нашей  стране организационная форма финансового  контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью предприятий  и организаций. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые  организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Выделяют два вида аудита внешний и внутрифирменный.

Внешний аудит выполняют специальные  аудиторские фирмы по договору с  государственными, налоговыми и другими  органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также  разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово  хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

        Внутрифирменный аудит осуществляется  внутри фирм аудиторской службой,  функционирующей, как на уровне  центрального руководства фирмы,  так и на уровне филиалов, дочерних  компаний и т.п. Данный    аудит направлен на повышение эффективности управленческого решения по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли.  В его задачи входит проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации.

        Для достижения поставленных  задач и целей аудиторские  фирмы осуществляют: финансовые  экспертизы; проверки и ревизии  финансово хозяйственной деятельности  и коммерческой деятельности  предприятий и организаций; контроль  за правильностью определения  доходов, подлежащих налогообложению;  предотвращение их занижения  и возможность избежания штрафных  санкций.

        В целом область аудиторских  услуг весьма значительна. К  ней можно отнести также постановку  и организацию бухгалтерского  учета; подготовку документов, необходимых  при создании акционерных обществ,  посредничество в заключении  торговых сделок и др.

        Профессиональные услуги аудиторских  фирм являются платными, это обеспечивает  реализацию главного отличия  института аудиторства от других  форм организации финансового  контроля, его полную, в том числе  экономическую, независимость от  государственных, ведомственных  управленческих структур.

        Основная задача аудиторских  служб состоит в контроле за  соблюдением законодательства, регулирующего  финансовую и хозяйственную деятельность  предприятия, ведение бухгалтерского  учета, составление отчетности  и обеспечение государственных  органов и собственников объективной  информацией о финансовом положении. 

 

 

Список  литературы:

 

  1. М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 11 - 91. — 640 с.
  2. Малолетко А.Н. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 30 - 75. — 312 с.
  3. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 11 - 32. — 346 с.
  4. Контроль и ревизия : учебник для среднего профессионального образования / М.В.Мельник. — Москва: Экономистъ, 2007. — С. 15 - 62. — 254 с.
  5. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — Москва: Экономика, 2007. — С. 5 - 9. — 442 с.
  6. Судебная бухгалтерия: Учебник / С.П.Голубятников. — Москва: Юридическая литература, 1998. — С. 266 - 271. — 368 с.
  7. Бюджетная система России / Г.Б.Поляк. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 663 - 672. — 703 с. — ISBN 5-238-01110-5
  8. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  9. Сайт Центра финансовых исследований http://www.cfrrf.ru
  10. Сайт аудиторской компании «Финконт» http://www.fcaudit.ru

Информация о работе Финансовый контроль