Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается
Содержание и значение финансового контроля………….…………..
Классификация финансового контроля…………………………………
Органы финансового контроля и их функции………………………….
Литература…………………………………………………………………...
Для
усиления контроля за эффективностью
государственных инвестиций в 1993 г.
была создана специальная
Следует отметить, что в настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и сфер деятельности различных органов контроля за финансами со стороны государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о финансовом контроле, находящегося в стадии разработки.
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля "широкого профиля", в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, в частности налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление роли налоговой службы. В 1999 г. образовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система
органов государственной
Органы
государственной налоговой
Для
обеспечения экономической
Налоговая полиция, взаимодействуя с другими органами государственной налоговой службы, призвана решать следующие задачи:
- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
- обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций;
- защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей,
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для
осуществления финансового
Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) и ее функции переданы Министерству финансов РФ. В составе Минфина РФ образован Департамент страхового надзора. В составе Минфина РФ помимо Департамента в центральном аппарате страховой надзор осуществляют по республикам — региональные инспекции и группам областей — кустовые инспекции.
Департамент по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных Министерством финансов РФ нормативов. В случае неоднократного выявления нарушении законодательства и нормативных документов Министерство финансов РФ имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их ликвидации.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. По действующему законодательству коммерческие банки обеспечивают контроль за соблюдением их клиентами — физическими и юридическими лицами — установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Кроме того, коммерческие банки по своей инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ РФ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% минимальной величины уставного капитала, выполнению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка, применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операции и открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, к крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов по назначению, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ
ЗАКОН от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
"О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 10.05.1995 N 73-ФЗ
"О ВОССТАНОВЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ СБЕРЕЖЕНИЙ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.02.1995)
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.1995 N 4-ФЗ
(ред. от 01.12.2004)
"О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.1994)
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.1999 N 95-ФЗ
(ред. от 22.08.2004)
"О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ)
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.04.1999)
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(ред. от 28.07.2004)
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
(принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.07.1996 N 87-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ СТОИМОСТИ
ЕДИНИЦЫ НОМИНАЛА ЦЕЛЕВОГО ДОЛГОВОГО
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.06.1996)
7. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(ред. от 09.05.2005)
8. ПРИКАЗ Минфина РФ от 14.04.2000 N 42н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО
- РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9. ПРИКАЗ Минфина
РФ от 19.12.2003 N 399
(ред. от 24.02.2005)
"О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.01.2004
N 5435)
10. "ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ КРЕДИТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ КЛИЕНТОВ И ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ
В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
(утв. ЦБ РФ 19.08.2004 N 262-П)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2004
N 6005)
11. "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
ОРГАН СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
(утв. ЦБ РФ 20.12.2002 N 207-П)
(ред. от 17.08.2004)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.01.2003
N 4092)
12. УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.08.2004 N 1486-У
"О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К
СПЕЦИАЛЬНЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ
ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И
ПРОГРАММ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.09.2004
N 6003)
13. УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 09.08.2004 N 1485-У
"О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОДГОТОВКЕ И ОБУЧЕНИЮ
КАДРОВ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2004
N 5994)
14. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.01.2003
N 6
"О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ"
15. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.04.2002
N 245
(ред. от 25.10.2004)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ
МОНИТОРИНГУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ"
16. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.04.2004
N 198
"ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО
НАДЗОРА"
17. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 09.03.2004 N 22
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ
УЧЕТА И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2004
N 5710)
18. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 21.03.2002 N 30
(ред. от 17.03.2003)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ
СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ И КОНТРОЛЯ
ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИХ
СРЕДСТВ"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2002
N 3379)
19. П. И. Вахрин, А.С. Нешитой «Финансы», Москва 2000 г.
20. Л.А. Дробазина «Финансы», Москва 1999 г.
21. А.М. Бабич, Л.И. Попова «Финансы», Москва 2000 г.