Финансовый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

Содержание

Введение.
1. Содержание, значение и задачи финансового контроля. Объект и субъект финансового контроля.
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля.
3. Государственный финансовый контроль.
4. Негосударственный финансовый контроль.
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат +.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

При проведении финансового  контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование – это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты проверки содержат конкретное документально подтверждённое определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых  вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определённому  кругу вопросов) и комплексные (т.е. охватывают практически все аспекты  финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля  проводят: документальные проверки и  ревизии  и фактические

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

 

 

 

 

3. Государственный финансовый контроль.

 

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием  специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный  сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом  путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных  и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных  кредитов, а также эффективности  предоставления и законности использования  налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные  с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

В соответствии с российским законодательством государственный  финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счётную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министерство РФ по налогам и сборам, ГТК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

Эти органы обязаны периодически осуществлять комплексные ревизии  и тематические проверки в федеральных  органах исполнительной власти, учреждениях  и организациях, использующих государственные  средства. Средства, израсходованные  незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию органов контроля.

Непосредственно к деятельности органов государственного финансового  контроля примыкает контрольная  деятельность органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой  контроль осуществляется при рассмотрении и принятии

Непосредственно к деятельности органов государственного финансового  контроля примыкает контрольная  деятельность органов государственной  власти, а также Президента РФ. Такой  контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего  при рассмотрении и утверждении  проектов федерального и нижестоящих  бюджетов, бюджетов государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчётов  об их исполнении. В частности, комитеты Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

 

Финансовый контроль со стороны  Счётной  палаты  РФ.

Особое место в системе  финансового контроля принадлежит  Счётной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом  РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый  от Правительства РФ, постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ.

Объектом контроля со стороны  Счётной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных  внебюджетных фондов и федеральная  собственность.

К субъектам, на которых  распространяются контрольные полномочия Счётной палаты, относятся:

1) все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные  фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки,  страховые компании и другие  финансово-кредитные учреждения, их  союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов форм  собственности, если они получают, перечисляют, используют средства  из федерального бюджета или  используют федеральную собственность  либо управляют ею, а также  имеют предоставленные федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговые, таможенные и иные  льготы и преимущества;

3) общественные объединения,  негосударственные фонды и иные  негосударственные некоммерческие  организации, на деятельность  которых контрольные полномочия  Счётной палаты распространяются  в части, связанной с получением, перечислением или использованием  ими средств федерального бюджета,  использованием федеральной собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных федеральным  законодательством или федеральными  органами государственной власти  налоговых, таможенных и иных  льгот и преимуществ. 

Таким образом, область  действия контрольных полномочий Счётной  палаты в отношении указанных  субъектов связана с федеральным  бюджетом, федеральными внебюджетными  фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определённых законодательством, Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счётной  палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведённых государственных  расходов. К основным задачам Счётной  палаты относятся:

– организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

– оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

– финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также  иных нормативно-правовых актов органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счёт средств  федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

– анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также  на совершенствование бюджетного процесса в целом;

– контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

– регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий;

Особенно выделены полномочия Счётной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

– управлением и использованием государственного долга;

– законностью, рациональностью  и эффективностью использования  иностранных кредитов и займов, получаемых правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

– эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

– представлением государственных  кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным  организациям.

Счётная палата, осуществляя  контрольную деятельность, вправе проводить  ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой её контроля.

 

Финансовый контроль со стороны  Президента РФ.

Осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и  освобождения т должности министра финансов РФ, представления Государственной  Думе кандидатур на должность председателя Банка России.

Определённые функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное  подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно  Президенту, но при этом взаимодействует  со всеми органами  государственной  исполнительной власти.

Среди его функций: 1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

 

Финансовый   контроль   со   стороны   Правительства    РФ. 

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров  – правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство  РФ контролирует процесс разработки  и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в  области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств  и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового  контроля.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным  управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных  ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития  сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению  как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся  к следующим областям:

Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации