Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Методы финансового контроля
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ
2.1 Организационно – правовые основы финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

     Необходимо  продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля исполнения федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию научно – исследовательского, правового и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля.

     Сложившаяся практика государственного финансового контроля, накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за формированием и использованием федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности и ее управлением позволяют сделать вывод о необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, создания единых правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.

      До  настоящего времени ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов государственного финансового контроля.

      Необходима  подготовка новой редакции раздела  IХ –Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, принципы организации, формы и методы его осуществления, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов.

      В целях дальнейшего совершенствования  законодательного регулирования государственного финансового контроля необходимо внесение комплексных изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

      В целях исключения дублирования функций  в сфере  государственного финансового  контроля необходимо рассмотрение вопроса о формировании единого скоординированного для всех органов государственного финансового контроля плана проведения контрольных мероприятий.

      Для дальнейшего совершенствования  и повышения эффективности государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о Счетной палате.

      Необходимо  рассмотрение вопроса о территориальных (региональных, окружных) подразделениях аппарата Счетной палаты.

      Необходимо  дополнить статьи 2,9.и 20 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» нормой, наделяющей Счетную  палату правом проведения антикоррупционной  экспертизы проектов федеральных законов  по бюджетно-финансовым вопросам.

      Требует дальнейшего совершенствования  методологическое и научно-исследовательское  обеспечение НИИ СП, Экспертно - консультативным  Советом при Председателе Счетной  палаты и Центром ситуационного  анализа Счетной палаты контрольно - ревизионной и экспертно - аналитической деятельности Счетной палаты. Необходимо также продолжить работу по дальнейшему совершенствованию информационно - технологического и информационного обеспечения деятельности Счетной палаты.

      Основным  направлением совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты на ближайшую перспективу должно быть формирование на основе утвержденных стандартов единой системы взаимоувязанных между собой стандартов финансового контроля и создание необходимой методической базы по всем направлениям деятельности Счетной палаты.

      Результаты  контрольных и экспертно - аналитических  мероприятий, осуществленных счетной  палатой в 2008 году, позволяют сделать  следующие выводы об основных тенденциях и проблемах развития экономики, бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.

      Исполнение  федерального бюджета в первом полугодии 2008 года осуществлялось в условиях благоприятной макроэкономической конъюктуры на мировых товарных рынках и высокой динамики потребительского спроса внутри страны, в III квартале - в условиях замедления темпов экономического роста, а в IV квартале - в условиях углубления мирового финансового кризиса.

      Анализ  динамики основных макроэкономических показателей свидетельствует об их отклонении от параметров, учтенных при формировании проекта федерального бюджета. Неточности в их прогнозировании (прежде всего индекса - дефлятора ВВП и уровня инфляции) оказывают негативное влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной мере дезориентируют участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом, приводят к необходимости внесения существенных изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в течении года.

      В условиях мирового финансового кризиса  основными факторами риска для  российской экономики являются ее зависимость от мирового рынка капитала и цен на энергоносители. а также значительный объем консолидированного внешнего долга.

      Особое  внимание требуется уделить осуществлению  счетной палатой контроля за реализацией  мер Правительства Российской Федерации по преодолению финансового кризиса, проверок эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых системообразующим организациям, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики. Необходимо также проверять эффективность использования других форм государственной поддержки, таких как кредитные ресурсы, государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, меры таможенного – тарифного регулирования, предоставление государственного заказа и иных.

      За  последние годы исполнение доходной части федерального бюджета, как  правило, превышает прогнозные показатели с учетом их изменения. При этом по отдельным доходам прогнозные показатели не выполняются, что свидетельствует о неточности их прогнозирования.

      В целях совершенствования налогового законодательства, бюджетного процесса и обеспечения большей прозрачности при формировании и исполнении федерального бюджета Счетная палата полагает целесообразным:

      - подготовку и принятие федерального закона «О внесении ихменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающего изложение в новой редакции раздела IХ «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации;

      - внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, исключающих возможность снижения размера налоговых платежей путем минимизации налоговой базы;

      - совершенствование порядка исчисления  и уплаты налога на добавленную  стоимость, налога на добычу полезных ископаемых;

      - принятие мер по кардинальному  повышению качества управления  государственными финансами Минфином  России и главными администраторами  средств федерального бюджета;

      - принятие мер обеспечению равномерности  кассовых расходов федерального бюджета в течение финансового года;

      - осуществление мер, направленных  на принятие до начала финансового  года нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации,  необходимых для реализации федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период;

      - принятие мер по повышению  качества макроэкономического прогнозирования;

      - принятие мер по совершенствованию  качества разработки и реализации  федеральных целевых программ, обеспечению  эффективного и прозрачного использования бюджетных расходов инвестиционной направленности;

      - принятие мер по повышению  результативности использования  бюджетных расходов;

      - продолжение работы в области  межбюджетных отношений по достижению  оптимального баланса между объективно  необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

       Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.). 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным  устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно - административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.

      В ходе исследования данной проблемы выясняется, что финансовый контроль охватывает своим воздействие на   общественные отношения в процессе создания, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль -это контроль за финансовой    и    хозяйственной    деятельностью    хозяйствующих субъектов.

      Финансовый  контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

      Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.

     Финансовый  контроль имеет важное значение для  реализации финансовой политики государства. Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

     Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

     Итоги деятельности Счетной палаты в 2000-2008 годах свидетельствуют об эффективности  ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно  израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.

     Всего за 2000-2008 годы Счетная палата провела 4108 контрольных мероприятий (в 2000 году - 390, в 2008 году - 320).

     В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере на сумму 1128,3 млрд. рублей (в 2000 году - 63,17 млрд. рублей, в 2008 году - 96,6 млрд. рублей). За 2000 - 2008 годы в результате принятых мер устранено финансовых нарушений на сумму 118,9 млрд. рублей, из них в 2008 году - 1,0 млрд. рублей.

     По  результатам контрольных мероприятий  в 2000-2008 годах Счетной палатой  было направлено органам государственной  власти, предприятиям и организациям 3849 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 782 материала были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено 1090 уголовных дел.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами