Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать аудиторский контроль с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить теоретические основы аудиторского контроля.
2. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
3. Исследовать осуществление аудиторского контроля в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание и значение аудиторского контроля 5
Глава 2. Организация аудиторского контроля: виды, формы, методы, их характеристика 11
2.1 Виды аудиторского контроля 11
2.2 Формы аудиторского контроля 15
2.3 Методы аудиторского контроля 17
Глава 3. Аудиторский контроль в Росси. 25
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Аудиторский контроль.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Контрольные замеры работ — прием фактического контроля, применяемый учреждениями банков при проверке выполненных строительно-монтажных работ, а также другими контролирующими органами при проведении фактического контроля объемов производства, работ и услуг. Этот методический прием используют также на транспорте, в торговле, промышленности.

Выборочные  наблюдения — прием статистического  контроля качественных характеик хозяйственного процесса. Используется в аудиторском  контроле тогда, когда сплошной контроль технически невозможен (при определении  дефектов товаров, поступивших в  торговлю; времени, затраченного покупателем на приобретение товара и т.п.).

Сплошные  наблюдения — прием статистического  контроля фактического состояния изучаемых  объектов, например проведение хронометражных наблюдений при контроле норм выработки, использования рабочего времени работников за отчетный период и т. п.

Технологический контроль — прием контроля инженерной и технической подготовки производства, а также качества выпускаемой  продукции, ее соответствия техническим  условиям, которые проверяются отделом  технического контроля (ОТК) и другими службами предприятия в процессе предварительного, текущего и заключительного контроля производства. Одним из видов технологического контроля является контрольный запуск сырья и материалов в производство для проверки оптимальности технологии производства, обоснованности норм затрат материальных ресурсов и полноты выхода готовой продукции.

Химико-технологический  контроль — прием контроля качества сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также  качественных характеик изделий.

Экспертизы  разных видов — приемы экспертных оценок, применяемые техно-логическими, судебно-бухгалтерскими, криминалистическими, товароведческими и другими экспертизами при исследовании специальных вопросов, связанных с аудиторским контролем. К экспертизам прибегают тогда, когда в составе аудиторов нет соответствующих специалистов или по выявленным аудитом правонарушениям возбуждено гражданское или уголовное дело.

Экспертиза проектов и сметной  документации — прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отраженных в проектно-сметной  документации на сооружение объектов и приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа.

Служебное расследование — совокупность приемов проверки соблюдения должностными лицами, а также рабочими и служащими  нормативно-правовых актов, регулирующих производственные отношения в разных звеньях экономики отраслей. Применяются эти приемы в основном при проверке жалоб трудящихся, изучении причин нарушения действующего законодательства, причинении материального ущерба и т. п.

Эксперимент — научно поставленное исследование в соответствии с целью  аудиторского контроля для проверки результатов планируемых или выполненных процессов. Проводят эксперимент по четко определенным условиям, которые дают возможность следить за ходом запланированного процесса.

2) Расчетно-аналитические — экономический  анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы.

Экономический анализ — система  приемов в аудиторском контроле для раскрытия причинных связей, которые обуславливают результаты явлений и процессов. Применяется  экономический анализ при предварительном, текущем и заключительном контроле производственной и финансово-хозяйственной деятельности концернов и предприятий.

Статистические расчеты — приемы получения таких величин и  качественных характеик, которых нет  непосредственно в экономической  информации контролируемого предприятия. С помощью статистических расчетов в аудиторском контроле вычисляют коэффициенты трудового участия членов бригады, использования оборудования и производственных мощностей, ритмичность выпуска продукции, динамику выполнения плана производства и т. п.

Экономико-математические методы применяются  в аудиторском контроле при определении  влияния факторов на результаты хозяйственных  процессов с целью их оптимизации  на стадии планирования и проектирования, а также после завершения хозяйственных  процессов, если другими методическими приемами установить взаимосвязи факторов невозможно, например корреляционный анализ себестоимости продукции, затрат производства, выполнения планов производства и др.

3) Документальные — информационное  моделирование, исследование документов, камеральные проверки, нормативно-правовое регулирование.

Информационное моделирование  — это информационная совокупность, которая представляет контролируемый объект в виде модели. Цель моделирования  в контроле — получение необходимой  информации об объекте для изучения его состояния, участия в процессах расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, выявление отклонений и возмущений в них, принятие решений по регулированию в пределах заданных плановых параметров.

Исследование документов — приемы документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативно-правовым актам, регулирующим процесс расширенного производства.

Камеральные проверки — прием документального контроля проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполнение строительно-монтажных работ, которые представляют учреждениям банка, осуществляющего контроль за финансированием капитальных вложений из государственного бюджета, иностранных и отечественных инвестиций.

Нормативно-правовое регулирование  — система приемов, используемых в аудиторском контроле для выявления  нарушений нормативных и правовых актов в процессе хозяйственных  и финансовых операций.

4) Обобщение и реализация результатов контроля — совокупность приемов синтезирования результатов контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предупреждения их в будущем. К таким приемам относят: группирование недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическое группирование, следственно-юридическое обоснование, систематизированное изложение недостатков в акте (заключении) аудита, принятие решений по результатам аудита, контроль за выполнением принятых решений.

Группирование недостатков — систематизация и обобщение недостатков и  нарушений нормативно-правовых актов  в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени  проведения и важности. Процедуры группирования применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группирование предусматривает хронологическую последовательность, систематизированный и хронологически - систематизированный способы.

Хронологическая последовательность — способ группирования недостатков и нарушений нормативно-правовых актов, выявленных в процессе исследования документов. При этом документы проверяют в таком порядке, в каком они были сгруппированы при бухгалтерской обработке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Поэтому этот способ используют в случае аудита небольших субъектов хозяйствования.

Систематизированный способ группирования  дает возможность выявить недостатки при исследовании однородных документов за весь контролируемый период. При  этом сначала проверяют документы, отражающие кассовые операции, потом  — товарные, расчетные и др. Этот способ дает возможность более глубоко изучать отдельные операции и процессы.

Хронологически-систематизированный  способ — это смешанное группирование, которое состоит в том, что  аудитор выявляет недостатки в хронологической  последовательности, систематизирует их по экономической однородности операций (кассовые, банковские, товарные, расчетные). Преимуществом этого способа является то, что аудитор проверяет все хозяйственные операции последовательно и взаимосвязано. Так, кассовые операции в хронологической последовательности проверяют с банковскими, подотчетными суммами и др. Однако этот способ требует от аудитора углубленных знаний нормативно-правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности концернов, предприятий.

Документирование результатов  промежуточного контроля — это способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях аудита или проверки, например составление акта выборочной инвентаризации товарно-материальных ценностей и расчетов с поставщиками, покупателями и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ревизии денежных средств в кассе и у подотчетных лиц.

Аналитическое группирование —  это совокупность приемов статистических группирований по однородности признаков  подконтрольных объектов и выявленных недостатков. Используется этот прием при составлении анализа факторов, которые негативно влияют на выполнение плана выпуска и реализации продукции, возникновение брака изделий; расчете естественных потерь товарно-материальных ценностей, анализе факторов убыточности отдельных видов продукции и т. п.

Следственно-юридическое обоснование  включает способы получения аудитом  доказательств недостатков и  нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, размеров причиненного материального  ущерба и ответственных за них  конкретных лиц.

Систематизированное изложение недостатков в акте (заключении) аудиторского контроля — комплекс приемов обобщения результатов проведенного контроля в соответствии с правилами Единой государственной системы делопроизводства. Используют эти приемы при составлении актов аудиторского контроля, тематических проверок и обследований, докладных и служебных записок по результатам контроля и т.д.

Принятие решений по результатам  аудита — способ влияния субъекта на объект контроля, что обеспечивает его функционирование в заданных параметрах и режимах. Применяют этот способ при разработке и издании приказов, распоряжений, служебного письма по результатам аудита, тематической проверки, обследования и т. п.

Контроль за выполнением принятых решений — прием реализации принятых решений, который предусматривает установление фактического состояния объекта контроля и его поведения в соответствии с управленческим действием. Например, проверяют выполнение распорядительных документов по результатам аудита относительно возмещения причиненного ущерба предприятию, устранения брака продукции, уменьшения непроизводительных потерь (штрафов, пени, неустойки и т. п.).

Следовательно, метод аудиторского контроля — это совокупность методических приемов контроля процессов расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта и соблюдение его законодательного и нормативно-правового регулирования в условиях рыночной экономики.(11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Аудиторский контроль в Росси.

В России аудиторский контроль появился с конца 1980-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий.(11)

В соответствии с Временными правилами  аудиторской деятельности в РФ, утвержденными  Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

В 2001 был принят и с 2002 года вступил  в силу Федеральный Закон РФ «Об  аудиторской деятельности», который оказал определённое воздействие на рынок финансового аудита и его движение в сторону более цивилизованных стандартов работы. В частности, закон установил специальную правоспособность для аудиторских организаций (аудиторские фирмы имеют право заниматься только аудитом и сопутствующими услугами). Была введена минимальная численность штата аудиторских фирм. Был закрыт доступ индивидуальных аудиторов на рынок обязательного аудита. В законе были допущены и "ляпы" - как технического характера (в первоначальной редакции содержались ссылки на отсутствующие части статей), так и по существу (предусматривалась обязательное страхование ответственности аудитора по договору с аудируемым клиентом, что довольно абсурдно; в мировой практике принято страховать ответственность аудитора за причинение вреда).

Начиная с 2003 по инициативе Минфина, представителей аудиторской профессии, иных заинтересованных лиц велась подготовка новой редакции закона «Об аудиторской деятельности», которая изрядно затянулась из-за столкновения противоположных мнений относительно ряда моментов (главным образом, из-за отмены лицензирования и требований к СРО).

Наконец, в декабре 2008 был принят и с 1 января 2009 вступил в силу новый федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» №307-ФЗ, в соответствии с которым лицензирование аудиторов заменено обязательным членством в аудиторских СРО. Членами СРО должны быть также физические лица-аудиторы. Минимальное число членов - 700 аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законом восстановлено забытое было требование о наличии в капитале аудиторских организаций большинства у квалифицированных аудиторов или аудиторских организаций. Индивидуальным аудиторам частично возвращен доступ к проведению обязательного аудита. Страхование ответственности заменено механизмом компенсационных фондов СРО.

В настоящее время Минфином РФ зарегистрированы в реестре 6 аудиторских СРО (данные на конец 2009).(10)

Число аттестованных аудиторов  составляет 38.8 тыс чел. Из них только 0.7 тыс чел оказывают аудиторские  услуги непосредственно, остальные являются сотрудниками аудиторских фирм, количество которых в свою очередь составляет 6.2 тыс. шт. (все данные на начало 2009).

По состоянию на 25.02.2010 количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, внесенных в контрольный экземпляр реестра Минфина, составило соответственно 4.2 тыс фирм и 21.1 тыс чел.

Правое регулирование  аудиторского контроля осуществляется (рис 3.1):

Рис 3.1. Пять уровней нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

Информация о работе Финансовый контроль как одна из важнейших функций финансов в современной финансовой системе