Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:33, доклад

Краткое описание

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 27.98 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

 Содержание финансовой  политики:

1.   Разработка общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.   Создание адекватного  финансового механизма.

3.   Управление финансовой  деятельностью государства и  других субьектов экономики.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

·     формы финансовых ресурсов;

·     методы их формирования;

·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

·     организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

 

 

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий). 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.


 

 

Бюджетное устройство как финансовый механизм

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

 

Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления

 

Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

 

Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера. 

Бюджетное устройство унитарных государств

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. 

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему.

За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий.

Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением.

Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. 

В Японии связь государственного бюджета с местными осуществляется по линии выдачи, как правило, субсидий строго целевого назначения (строительство портов, ликвидация последствий стихийных бедствий, постройка гидроэлектростанций и т.п.). Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде дотаций и субвенций.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений

. В ФРГ  бюджетная система состоит из  федерального бюджета, бюджетов  шестнадцати земель и бюджетов  общин 

в Канаде - из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими расходами и доходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние - в федеральный. Ведущая роль принадлежит федеральному бюджету, который является финансовой основой центрального правительства.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные

Доходы бюджетов членов федерации состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.

В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог с продаж, а также подоходный налог с населения.

В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам} Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.

Главными доходными источниками провинций Канады служат: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования.

Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций.

 

Построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципа х. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

 

Рассмотрим теперь принципы бюджетного устройства в Российской Федерации:

- Единства бюджетной системы  РФ, предполагает наличие единой  правой базы, денежной системы, форм  бюджетной документации, использование  единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения  бюджетного процесса.

-Разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами  местного самоуправления.

-Самостоятельности бюджетов; означает  право законодательных (представительных) органов государственной власти  на каждом уровне бюджетной  системы: самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс; иметь собственные  источники доходов бюджетов; иметь  законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги; самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств; определять источники финансирования дефицитов бюджетов; получить компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления.

-Равенства бюджетных прав субъектов  российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления  межбюджетных трансфертов в соответствии  с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом  РФ.

-Полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов предполагает  обязательность и полноту отражения  всех доходов и расходов, а  также расходов государственных  внебюджетных фондов в соответствии  с налоговым и бюджетным законодательством. В соответствии с этим принципом  все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию  за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе РФ

-Сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита

-Эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны стремиться к  экономному использованию бюджетных  средств.

-Общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться обшей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита

-Гласности предполагает: обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении; полноту предоставления  информации о ходе исполнения  бюджетов; открытость для общества  и средств массовой информации, процедур рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия; федеральный  бюджет может содержать секретные  статьи, но они должны утверждаться  только в его составе.

-Достоверности бюджета означает  надежность и достоверность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются  бюджеты разных уровней.

-Адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Средства бюджета никогда не аккумулируются государством в натуре, а, наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. является финансовым планом государства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется степень участия предприятий и граждан в формировании доходов бюджетной системы, а также распределяются финансовые ресурсы в соответствии с направлениями экономической и социальной политики. Однако сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Информация о работе Финансовый механизм