Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:19, курсовая работа
Целью работы является выявления сущности финансов и механизма их функционирования в Российской Федерации.
Для этого в работе решались следующие задачи:
1. Дано определение финансов и финансовой системы.
2. Показана роль финансов в расширенном воспроизводстве.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Сущность финансов как инструмента расширенного воспроизводства……..5
1.1. Определение финансов и финансовых отношений…………………………5
1.2. Функции финансов, их роль в расширенном воспроизводстве……………8
2. Анализ современного состояния финансов Российской Федерации……...19
2.1. Управление финансами в Российской Федерации………………………...19
2.2. Современное состояние финансов Российской Федерации………….…..26
3. Рекомендации по совершенствованию финансов
Российской Федерации…………………………………………………………...29
3.1. Прогнозы развития финансов Российской Федерации……………………29
3.2.Совершенствование финансовой системы посредством
повышения финансового контроля……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..48
Библиографический список………..…………………………………………….40
Министерство
финансов Российской Федерации в
установленной сфере
Установленные ограничения не распространяются на полномочия Министра по управлению имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Министерства и его структурных подразделений.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Наиболее полно отражает картину развития финансов в Российской Федерации объем и динамика изменения валового внутреннего продукта.
Учитывая, что данные по 2006 году будут полностью готовы и скорректированы в конце первого квартале 2007, поэтому будем оперировать цифровыми показателями года 2005.
Реальный объем валового внутреннего продукта России в рыночных ценах в 2005 г вырос на 6,4 % по сравнению с предыдущим годом. Такая вторая оценка содержится в поступившем сегодня в ПРАЙМ-ТАСС очередном докладе Федеральной службы государственной статистики.
Номинальный объем произведенного ВВП в 2005 г составил 21 трлн. 598 млрд. руб. в текущих ценах.
Изменения по сравнению с первой оценкой объема ВВП связаны в основном с уточнением исходной информации, показатели экспорта и импорта определены на основе данных платежного баланса на 1 апреля 2006 г.
Валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве увеличилась за 2005 г на 1,1%, в рыболовстве и рыбоводстве - на 4,6 %, в добыче полезных ископаемых - на 1,7 %; в обрабатывающих производствах - на 4,4 %; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1 %; в строительстве - на 9,7 %, в торговле - на 12,4 %, в гостиничной и ресторанной сфере - на 15,6 %, на транспорте и в связи - на 6,2 %, в финансовой деятельности - на 6,4 %; в сфере операций с недвижимостью - на 9 %; в госуправлении, обеспечении военной безопасности и соцобеспечении - на 2,8 %; в образовании - на 1,9 %; в здравоохранении и сфере социальных услуг - на 1 %; в сфере прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - на 7,7 %.
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества увеличились за 2005 г. на 16,4 %, чистые налоги на продукты - на 7,7 %.
В структуре использования ВВП в 2005 г расходы на конечное потребление составили 13 трлн. 941,5 млрд. руб. (65,2 % к итогу), валовое накопление - 4 трлн. 512 млрд. руб. (21,1 %), чистый экспорт - 2 трлн. 932,7 млрд. руб. Статистическое расхождение оценивается величиной 211,8 млрд. руб.
В том числе расходы на конечное потребление домашних хозяйств составили 10 трлн. 152,5 млрд. руб., госуправления - 3 трлн. 558,8 млрд. руб.; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - 230,2 млрд. руб.
На валовое накопление основного капитала за год было направлено 3 трлн. 926,1 млрд. руб. Изменение запасов материальных оборотных средств составило 585,9 млрд руб.
Таким образом, из проведенного анализа видно, что налицо положительные тенденции развития финансов Российской Федерации.
2006 год стал переломным для финансов в России.
Впервые Федеральный бюджет стал составной частью стал составной частью перспективного финансового плана, сформированного Министерством финансов на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия вышла на качественно новый уровень управления общественными финансами.
Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В этом и состоит суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
3.Рекомендации по совершенствованию финансов Российской Федерации
3.1 Прогнозы развития финансов Российской Федерации
Переход к новым экономическим отношениям - рыночной экономике - длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт. Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и с союзными республиками СССР, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства.
Сегодня перед государством стоят задачи:
Основы современной финансовой политики России:
На основании этого
Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.
Как отмечается в докладе "Обзор экономического положения Европы на 2007 г.", рост ВВП стран СНГ в текущем году снизится в среднем до 6,4% с 7,9% (2006г.).
3.2 Совершенствование
финансовой системы
Как было сказано ранее, одна из функций финансов – контрольная.
На мой взгляд, основным направлением совершенствования является как раз оптимизация этой функции.
В настоящее время
работа органов государственного финансового
контроля в России характеризуется
несогласованностью и разобщенностью,
отсутствием четкого
В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.
Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль. Крайнее выражение подобной точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ. [5, с. 61]
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует «монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.
В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, например. Департамент государственного финансового контроля Минфина России и вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций. [11]
Каждый из этих подходов
имеет свои сильные и слабые стороны,
однако при обсуждении возможных
концепций организации
Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. Ею было проведено более 1500 контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии в соответствии с поручениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний Правительству РФ и другим государственным органам [11, с.54].
Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало.
В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия Счетной палаты Российской Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.