Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение……………………………………………………………………3
1. Финансы………………………………………………………………...5
1.1Финансы - историческая категория………………………………….5
1.2 Финансовые ресурсы…………………………………………………7
2. Функции финансов…………………………………………………….10
2.1 Распределительная функция…………………………………………11
2.2 Контрольная функция………………………………………………..14
2.3 Другие функции……………………………………………………....15
3. Роль финансов в экономике………………………………………….17.
4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………34
Федеральное агентство по образованию и науки РФ
НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы и кредит»
На тему «Финансы в системе экономических отношений»
«Управление персоналом»
(подпись)
Омск, 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.1Финансы - историческая категория………………………………….5
1.2 Финансовые ресурсы………………………………
2. Функции финансов……………………………………
2.1 Распределительная функция……………
2.2 Контрольная функция……………………………
2.3 Другие функции…………………………………………
3. Роль финансов в экономике……………
4. Основные направления
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств, для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы. Отсутствие эффекта ,проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения — полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, данная тема актуальна, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Проблемы финансов волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Сегодня, темой для обсуждения не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан, является, размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования производства и социальная сфера.
Целью является выявление основных экономических характеристик финансов, а также определение основных направлений совершенствования финансовых отношений.
Задачами представленной работы являются:
- сущность финансов;
- функции финансов;
- роль в экономике;
- финансовые ресурсы;
- основные направления совершенствования финансовых отношений в России.
1.Понятие и сущность финансов.
Финансы (в переводе с латинского «наличность, доход») представляют одну из экономических категорий, используемых государством. К таким категориям относятся также деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции.
В финансах различают количественную и качественную стороны. Количественная сторона выражается в определенных суммах денежных средств. Количественная сторона финансов – это система определенных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств.
Таким образом, финансы РФ – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных отношений.
Термин «финансы»
всегда означал какой-то процесс, отношения
между субъектами, а конкретно
— денежные отношения. В процессе
исторического развития термин получил
международное распространение, но
сфера его использования
Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с
системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в
процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств –бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного
характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и
других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов. Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время независимо от политического устройства и уровня
экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.
По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.
Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.
Финансы – это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.
В 1960-1990-х гг. доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла до 35-50% и более. Накануне Первой мировой войны (1914-1918) она составляла 9-18%.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах используются эти средства.
В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. В XIX веке, в условиях жестокой производственной эксплуатации широкие народные массы несли основное бремя финансовой эксплуатации.
Гигантское развитие производственных сил в XX веке, особенно во второй ее половине, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловлено существованием изменения в сфере государственных финансов – значительная часть мобилизируемых средств, стала перераспределяться в пользу широких слоев населения. Прежде всего, это крупная доля средств, направленных на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. В ряде стран, например, в Великобритании, было национализировано здравоохранение и создана Национальная служба здравоохранения. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.
Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределенные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов по накоплению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.
Характер перераспределения процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами социальные расходы выше.
В СССР послевоенный период характеризовался высоким уровнем расходов на военные цели, неэффективным использованием средств на финансирование народного хозяйства, остаточным принципом финансирования социальных затрат.
Распределительные
процессы происходят не только через
финансы, но и через цены и кредит.
Как известно, цена есть денежное выражение
стоимости товара. Прежде чем произойдет
распределение национального
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции. Распределительная функция проявляется в распределении национального дохода страны с помощью финансов, в процессе распределения национального дохода, создаются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества:
Таким
образом, финансы – важный рычаг
регулирования экономики с
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, а также контроле за распределением и использованием денежных фондов по целевому назначению.
Информация о работе Финансы в системе экономических отношений