Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа
Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Введение……………………………………………………………………3
1. Финансы………………………………………………………………...5
1.1Финансы - историческая категория………………………………….5
1.2 Финансовые ресурсы…………………………………………………7
2. Функции финансов…………………………………………………….10
2.1 Распределительная функция…………………………………………11
2.2 Контрольная функция………………………………………………..14
2.3 Другие функции……………………………………………………....15
3. Роль финансов в экономике………………………………………….17.
4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………34
Кредит во многом может быть альтернативой финансам. Между двумя этими категориями существуют, с одной стороны, различия, а с другой — тесная взаимосвязь. Различие заключается в том, что: финансы охватывают процессы распределения и перераспределения, а кредит — только перераспределение; источник формирования финансовых ресурсов — вся стоимость общественного продукта, а кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства физических и юридических лиц; в случае кредита денежные средства в долг предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности (свойства кредита), а в случае финансовых отношений деньги предоставляются на длительный срок, как правило, безвозмездно или под маленький процент.
Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в постоянном превращении финансовых и кредитных ресурсов друг в друга.
Влияние финансов на воспроизводственный процесс
Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены в функциях этой категории:
Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.
Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.
Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.
Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.
В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственных фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразных потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальных интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальных преобразований.
В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменных операций и завершают процесс распределения финансовых результатов деятельности.
В сфере потребления финансы влияют на объем и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальных гарантий и решение социальных задач5.
4. Основные направления совершенствования финансовых отношений в России.
В России
финансовая политика является прерогативой
федеральных органов
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:
Правительство
РФ обеспечивает проведение в России
единой
финансовой, кредитной и денежной политики;
Министерство
финансов РФ осуществляет выработку
единой
государственной финансовой, кредитной,
денежной политики, а также выработку
финансовой политики в области государственной
службы и судебной системы;
Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;
Министерство
иностранных дел РФ участвует
в разработке и
реализации государственной политики
в области расширения
финансовых связей Российской Федерации
с иностранными
государствами и международными организациями;
Федеральное
казначейство совместно с Центральным
банком
РФ принимают участие в разработке и реализации
согласованной кредитно-денежной политики.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Цели и задачи бюджетной политики на 2012 год и среднесрочную перспективу.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа
для решения социальных проблем
— высокие темпы устойчивого
экономического роста, обеспечивающего
создание новых рабочих мест, рост
заработной платы в экономике, расширению
финансовых возможностей государства.
Для этого, прежде всего, необходимо
поддерживать финансовую стабильность
(низкую инфляцию и стабильность национальной
валюты), определяющей степень доверия
людей к государству и
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.
Создание
условий для будущего развития —
важнейшая миссия социально ответственного
государства. Люди должны быть уверены
в завтрашнем дне, убеждены в том,
что их дети и внуки будут благодарны
старшим поколениям, заложившим основы
будущего процветания страны в целом,
а значит и каждой семьи в отдельности.
Развитие природного и научного потенциала,
конкурентоспособной системы
Налоговая
политика представляет собой систему
мероприятий государства в
Впервые основные положения в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд — книга «О богатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля — труд — капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.
В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма полезных выводов для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях дохода.
Однако не все принципы и выводы науки находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.
Современная налоговая политика в России связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:
во-первых, совершенствование налогового законодательства;
во-вторых,
установление жесткого оперативного контроля
за
соблюдением налогового законодательства,
пресечение «теневых» экономических операций,
повышение ответственности граждан и
организаций за уклонение от налогов;
в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
В ходе проведения
налоговой реформы
- сокращение
числа налогов и сборов, отмену
неэффективных
и оказывающих негативное влияние на экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов
налогов, а также ряда мелких региональных
и местных целевых сборов;
- повышение
значения налогов, связанных с
использованием
природных ресурсов;
- переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);
- введение
системы экологических
все виды негативного воздействия на окружающую
среду;
- расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
- унификация
ставок налогов и принципов
налогообложения в
отношении инструментов финансового рынка
и рынка ценных бумаг и профессиональных
участников рынка; и т.д.
Реализация указанных мер должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.
«Налоговая политика в 2011–20012годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».
Вот некоторые из обозначенных задач:
Существенное увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.
Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям»7.
Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Информация о работе Финансы в системе экономических отношений