Финансы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было.
Рассмотрим деятельность органов управления финансами, их функции и выполняемую ими роль в управлении финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Сущность и органы управления финансами………………………………….3

2.Финансовое планирование и прогнозирование………………………………4

3.Финансовыйконтроль…………………………………………………………..6

Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы государства.docx

— 38.77 Кб (Скачать файл)

Cодержание

 Введение…………………………………………………………………………..2

 

1. Сущность и органы управления финансами………………………………….3

 

2.Финансовое планирование  и прогнозирование………………………………4

 

3.Финансовыйконтроль…………………………………………………………..6

 

 Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система управления финансами  в современной экономике имеет  определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно  и стабильно функционировать  и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы  и регулируемого финансового  рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста.

Система управления финансами  в современной рыночной экономике  представляет собой взаимоувязанный  комплекс мер, инструментов, а также  финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и  ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики  и решению назревших социальных проблем. Управление финансами осуществляется при помощи специальных органов, как на уровне государства, так и  на уровне хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим деятельность органов управления финансами, их функции  и выполняемую ими роль в управлении финансами.

 

 

 

Процесс перераспределение  финансовых ресурсов между субъектами, направлен на достижение определённых целей и поэтому данный процесс  не может осуществляться хаотично, а только организационно. В более широком смысле под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект.

В роли объектов управления финансами выступают различные  финансовые отношения, в качестве субъектов – специальные службы (органы, подразделения).Отношения государства в сфере финансовых отношений с хозяйствующими субъектами осуществляются, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, систему государственной поддержки. Иными словами этот процесс перераспределения НД (национального дохода), носит косвенный характер.

К косвенным методам  регулирования финансов относят:

- Оптимизация экономики  в целом и поддержание оптимального  уровня монополизма

- Государственное регулирование  цен на естественных монополистов

- Проведение полезной таможенной политики

- Помощь в развитии  рынка капитала

Методы прямого  административного воздействия:

- Применение различных  санкций в сторону нарушителей  финансовой дисциплины

- Обеспечение льгот по  налогам 

- Установление монополии  на отдельные виды товаров  и услуг

Государственное регулирование  финансов относится непосредственно  к государственным финансам. В  Российской Федерации, как и во многих экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется через законодательство, высшими  должностными органами. Это касается  рассмотрения и утверждения государственного бюджета,  уменьшение налогов по отдельным критериям, назначение оптимального уровня государственного долга и т.п.

Регулирование государственных  финансов преследует собой основные цели: устойчивости национальной валюты, баланса экономических интересов  физических и юридических лиц, стабилизации дефицита бюджета и прочее.

В качестве инструментов управления финансами выступают: планирование, контроль, организация и отчётность.

Планирование - включает в себя много фаз: анализ проблем, определение путей решения, оценка принятых решений, выявления минимальных затрат и далее. Как правило, после фазы плана идёт контроль  за исполнением поставленных задач и целей для грамотного использования, выделенных средств. Суть организации заключается в обеспечение  оптимального достижения целей и структурирование информационныхсвязей.  

Отчётность, которая включает в себя прогноз, анализ, конечную информацию представляет собой связующее звено между всеми остальными фазами контроля.

Общее управление над финансами  лежит на разных уполномоченных органов, так в США – это Конгресс, Россия – Федеральное собрание, во Франции – Национальное собрание, в Германии – Бундестаг.

В управление финансами участие  принимаю разные органы исполнительной власти. В США к таким органам  относят – Министерство финансов, бюджетное управление при Президенте. В Великобритании главным органом  является – Казначейство. В РФ главными органами по управлению финансами являются – Федеральное собрание, Президент  и Правительство.

 

  1. Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование – это  деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между  финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих  субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной  дохода до уплаты налога и его величиной  после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство  может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной  частей. Важную роль в обеспечении  пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при  проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании  источников капитальных вложений, формирующихся  на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового  баланса за предыдущий год, ожидаемых  в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового  планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения  и перераспределения бюджетных  ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном  послании Президента РФ и конкретизированными  в бюджетной политике. Как часть  финансового планирования бюджетное  планирование является одним из важнейших  инструментов регулирования экономики  и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового  положения государства, обоснование  перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование  предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового  прогнозирования – определение  реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и  их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и  методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение экономет-рических моделей, описывающих  динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности государства.

Финансовый контроль —  неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

 Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль —  законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

 

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль — это комплексная система  экономико-правовых действий отдельных  органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

 

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е.неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.

Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный)и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

 

Органы финансового  контроля

Система органов финансового  контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

  • ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
  • налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
  • контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  • аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
  • службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа(с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Информация о работе Финансы государства