Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение денежных агрегатов, закона и форм денежного обращения и дать характеристику денежной системы РФ.
В практической части необходимо выполнить расчеты с данным заданием и сделать необходимые выводы.
Введение ……………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть………...……………………………………………..4
1.1. Понятие денежных агрегатов……….……………………………...4
1.2. Понятие денежного обращения……………………………………6
1.3. Закон денежного обращения..……………………………………...7
1.4 Особенности денежной системы РФ. …………………………… 10
II. Практическая часть……………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………….25
В отличие от
периода существования
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:
Наличные деньги
выпускаются в обращение на основе
эмиссионного разрешения документа, дающего
право ЦБР подкреплять
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.
В связи с тем, что российская денежная единица - рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
В Федеральном
законе о Центральном банке РФ
(Банке России) предусмотрены порядок
выработки и условия реализации
единой государственной денежно-
В соответствии
с принятой государственной денежно-
Конечно, Банк России
не может непосредственно
Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.
Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путем скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.
Учетная политика Центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.
Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.
Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше. Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных банковских операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Федеральный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распорядительные органы государственной власти местными органами.
Источники доходов:
Налоговые доходы делятся на:
Неналоговые доходы складываются:
Безвозмездные перечисления состоят из:
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся финансированием дефицита бюджета.
Осуществление расходов бюджетов производится в виде:
АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА 2009 ГОД
Наименование дохода |
Сумма, млн. руб. |
В процентах в общей сумме доходов, % |
Прямые налоги, % |
Косвенные налоги, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
||||
1.1 Налог на прибыль |
756,66 |
6,92% |
100,00% |
|
1.1.1 В том числе: |
||||
Налог на прибыль организаций |
630,55 |
5,77% |
||
1.1.2 Налог на
прибыль организаций |
126,11 |
1,15% |
||
1.2 ЕСН в ФБ |
610,85 |
5,59% |
100,00% |
|
1.3 Налог на товары, реализуемые на территории РФ |
2008,87 |
18,38% |
||
1.3.1. В том числе: |
||||
НДС на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ |
1868,24 |
17,10% |
100,00% | |
1.3.2 Акцизы по
подакцизным товарам, |
140,63 |
1,29% |
100,00% | |
1.4 Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1442,73 |
13,20% |
||
1.4.1 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1403,21 |
12,84% |
100,00% | |
1.4.2 Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ |
39,52 |
0,36% |
100,00% | |
1.5 Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1479,29 |
13,54% |
||
1.5.1 Налог на добычу полезных ископаемых |
1444,1 |
13,22% |
||
1.5.1.1 Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
1433,42 |
13,12% |
||
1.5.1.1.1 Нефть |
1330,62 |
12,18% |
95,00% |
|
1.5.1.1.2 Газ горючий
(природный) из всех видов |
92,72 |
0,85% |
100,00% |
|
1.5.1.1.3 Газовый
конденсат из всех видов |
10,08 |
0,09% |
100,00% |
|
1.5.1.2 Налог на
добычу прочих полезных ископае |
10,68 |
0,10% |
40,00% |
|
1.5.2 Прочие налоги,
сборы и платежи за |
35,19 |
0,32% |
100,00% |
|
1.6 Государственная пошлина |
33,59 |
0,31% |
100,00% |
|
ИТОГО НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
6331,99 |
57,95% |
||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
||||
2.1 Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4242,81 |
38,83% |
||
2.1.1 Таможенные пошлины |
4156,41 |
38,04% |
100,00% |
|
2.1.1.1 Ввозные таможенные пошлины |
808,57 |
7,40% |
||
2.1.1.2 Вывозные таможенные пошлины |
3327,84 |
30,45% |
||
2.1.1.2.1 Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
2102,86 |
19,24% |
||
2.1.1.2.2 Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
457,03 |
4,18% |
||
2.1.1.2.3 Вывозные таможенные пошлины на товары, вырабатываемые из нефти |
573,08 |
5,24% |
||
2.1.1.2.4. Прочие вывозные таможенные пошлины |
194,87 |
1,78% |
||
2.1.1.2. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности |
106,4 |
0,97% |
||
2.2 Доходы от
использования имуществом, находящимся
в муниципальной и |
120,1 |
1,10% |
100,00% |
|
2.2.1 Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном капитале общества или дивидендов по акциям предприятий РФ |
50,73 |
0,46% |
||
2.2.2 Проценты по государственным кредитам |
7,82 |
0,07% |
||
2.2.3 Поступления
средств от использования |
6,08 |
0,06% |
||
2.2.4 Доходы от перечисления части прибыли Центрального Банка РФ |
50 |
0,46% |
||
2.2.5. Прочие поступления от использования имуществом, находящимся в собственности РФ |
5,98 |
0,05% |
||
2.3 Платежи при
пользовании природными |
59,04 |
0,54% |
||
2.3.1 Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
3,5 |
0,03% |
||
2.3.2 Платежи при пользовании недрами земли |
37,82 |
0,35% |
||
2.3.3 Плата за использование лесов |
9,71 |
0,09% |
||
2.3.4 Прочие платежи при пользовании недрами |
8,46 |
0,08% |
||
2.4 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат |
133,39 |
1,22% |
||
2.5 Доходы от
продажи материальных и |
24,97 |
0,23% |
||
2.6 Административные платежи и сборы |
4,3 |
0,04% |
||
2.7 Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
5,11 |
0,05% |
||
2.8 Прочие неналоговые доходы |
2,977 |
0,03% |
||
2.9 Доходы бюджетов
бюджетной системы РФ от |
0,09 |
0,00% |
||
3. Целевые отчисления
от Всероссийский |
2,36 |
0,02% |
||
ИТОГО НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4595,147 |
42,05% |
||
ИТОГО НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
4692,5 |
42,94% |
||
ИТОГО НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
6234,637 |
57,06% |
||
ВСЕГО |
10927,137 |
100,00% |
Вывод 1: По результатам расчетов мы видим, что наиболее значимыми статьями доходов являются налоговые доходы (57,95%от общей суммы доходов), не нефтегазовые доходы (57,06% от общей суммы доходов), нефтегазовые (42.94%), значимый вес в доходной части бюджета имеют неналоговые платежи (42,05% от общей суммы).
АНАЛИЗ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА:
РАСХОДЫ |
СУММА ИСХОД- НЫЙ ВАРИАНТ (ФЗ № 204-ФЗ от 12.11.2008 г.) |
% |
Общегосударственные вопросы |
1 343 727 487,90 |
14,89% |
В том числе: |
||
Инвестиционный фонд |
156 458 138,80 |
1,73% |
Национальная оборона |
872 565 304,90 |
9,67% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
896 838 661,70 |
9,94% |
Национальная экономика |
1 163 308 776,00 |
12,89% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
201 515 771,70 |
2,23% |
Охрана окружающей среды |
63 804 790,70 |
0,71% |
Образование |
486 591 674,60 |
5,39% |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
214 064 957,10 |
2,37% |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
479 870 366,30 |
5,32% |
Социальная политика |
315 258 342,70 |
3,49% |
Межбюджетные трансферты |
2 987 108 864,70 |
33,10% |
ВСЕГО |
9 024 654 998,30 |
100,00% |
Вывод 2: Наибольший удельный вес в общей сумме расходов имеют межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы (33.10% и 14,89% соответственно). Бюджетная политика Правительства РФ в области расходов поддерживает такие приоритетные национальные проекты, как образование (5,39%), здравоохранение, физическая культура и спорт (5,32%); национальная оборона и безопасность (9,67% и 9,94% соответственно).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ НА 2009 ГОД