Финансы как экономическая категория и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – рассмотреть понятие финансов как экономическую категорию, проанализировать организацию и эффективность управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.
Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: максимизация прибыли предприятия, оптимизация структуры предприятия и повышение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления финансовыми ресурсами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Финансы как экономическая категория…………………………………………5
1.1.Понятие финансов, их сущность и базовые функции………………………...5
1.2.Роль финансов в процессе общественного воспроизводства………………...6
1.3.Понятие финансовых ресурсов предприятий. Процесс их
формирования и распределения финансовых ресурсов предприятий…………..9
2. Понятие финансовой системы общества. Ее базовые типы………………...23
2.1.Финансовые рынки: понятие, сущность, основные признаки и
функции финансовых рынков……………………………………………………23
2.1.1.Рынок ссудных капиталов…………………………………………………..25
2.1.2.Фондовый рынок…………………………………………………………….25
2.1.3.Страховой рынок…………………………………………………………….26
3.Финансовая система государства………………………………………………28
3.1.Особенности финансовой системы государства при переходе
к рыночной экономике…………………………………………………………….28
3.2.Источники формирования государственных ресурсов……………………..29
3.3. Государственный бюджет и его структура………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованных источников ………

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Финансы-как экон. категория.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

3.      Фондовое законодательство.

2.1.3.Страховой рынок

       Страховой рынок, как особая сфера финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая финансовая услуга - страховая защита различных  рисков.

     Базовые функции страхового рынка:

1. Удовлетворение потребностей государства, юридических и . физических лиц в страховой защите их имущественных и неимущественных рисков

4.      Мобилизация финансовых  ресурсов общества с последующим использованием их на других финансовых рынках.

     Структура страхового рынка:

1.      Департамент Министерства финансов РК по надзору за страховой деятельностью.

2.      Страховщики (страховые компании).

3.      Страхователи (юридические и физические лица).

4.      Страховое законодательство (совокупность государственных нормативных актов).

Классификация страхования:

1.      По степени обязательности:

А) обязательное

Б) добровольное.

2.      По видам страховых операций:

А) имущественное

Б) личное

В) социальное страхование физических лиц

Г) страхование ответственности страхователя

Д) страхование предпринимательских рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Финансовая система государства

3.1.Особенности финансовой системы государства при переходе

к рыночной экономике.

      Государственные финансы это особая сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных в основном, с процессом перераспределения национального дохода.

      Финансовая система государства определяется как совокупность государственных финансовых учреждений, финансовых фондов и финансового законодательства, обеспечивающая реализацию основной цели и базовых функций государственных финансов.

       Особенности финансовой системы государства при переходе к рыночной экономике.

      Особенности организации управления государственными финансами при переходе к рыночной экономике:

-         сохранение присущей плановой экономике тенденции к максимальной степени централизации финансовых ресурсов государства;

-         систематическое нарушение баланса экономических интересов участников финансовой системы общества в целом в пользу государства;

-         отсутствие эффективной правовой защиты финансовых интересов объектов управления при нарушении их прав государственными органами.

     Репродуцированные в управлении государственными финансами противоречия между законодательной и исполнительной властью с одной стороны и между отдельными уровнями исполнительной власти - с другой;

      Появление в системе управления государственными финансами новых структур с необработанными до конца функциями;

      Невозможность полномасштабного использования зарубежного опыта управления государственными финансами из-за специфики переходного периода.

 

     Финансовая политика, как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий,  подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового  менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними  условиями деятельности

Уровни реализации финансовой политики

     Государственная финансовая политика:

1. Бюджетная политика, реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления;

2. Налоговая политика, реализуемая  в процессе формирования налогового законодательства;

3. Политика управления государственным долгом, реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг.

 

3.2. Источники формирования государственных ресурсов.

      Для реализации установленных функции, а также для финансирования затрат по содержанию собственно государственного аппарата, государственная система всегда нуждается в источниках  финансовых ресурсов как постоянного, так и временного характера.

      В условиях рыночной экономике такими источниками выступают прежде всего налоги и приравненные к ним обязательные платежи, поступления от государственных займов, а также доходы от государственной собственности или передачи прав на её производительное использование.

Налоговая система государства.

     Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в установленном законном порядке, взимаемые государством для обеспечения ресурсной поддержки установленных ему функций.

     Основные элементы налога:

-         субъект налога;

-         объект налога;

-         единица обложения;

-         налоговая ставка;

-         налоговый период;

-         налоговый срок;

-         налоговая льгота;

-         налоговое правонарушение и др.

     Налоговая система _ это совокупность налоговых органов, налоговых механизмов и налогового законодательства, действующая в рамках единой финансовой системы государства.

     Налоговая система РК состоит из двух уровней:

1.      Республиканские налоги

2.      Местные налоги.

Классификация налогов.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

а) По объекту обложения:

   прямые налоги, объектом которых выступает прямой результат деятельности субъекта;

   косвенные налоги, функционирующие в сфере товарооборота и включаемые в цену товара;

   обязательные платежи и сборы налогового характера.

б) По уровню управления:

   федеральные налоги, введение, отмена или изменение которых требует принятия соответствующего федерального закона;

   налоги субъектов Федерации, устанавливаемые решением органом представительной власти соответствующего субъекта;

   местные налоги и сборы, вводимые по решению местных органов представительной власти.

в) По целевому назначению:

   налоги общего характера, поступающие  непосредственно в бюджет и используемые государством по собственному усмотрению;

   целевые налоги, подлежащие использованию исключительно по определённому назначению.                                                              

г) По способу взимания:

   налоги, взимаемые кадастровым методом; 

   налоги, взимаемые авансовым методом, т.е. до момента получения субъектом налога его непосредственного объекта;

   налоги, взимаемые в традиционном порядке, т.е. после получения субъектом налога его непосредственного объекта, или после завершения налогового периода.

Функции налогов

     Базовые функции налоговой системы:

    - фискальная, определяющая механизм изъятия части прибыли и иной собственности налогоплательщиков в доход государства, в порядке перераспределения национального дохода; 

    - регулирующая, определяющая роль налоговой системы, как одного из основных методов государственного регулирования рыночной экономики.

Проведение финансовой политики.

     Финансовая политика, как определенная на продолжительный период совокупность мероприятий,  подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового  менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними  условиями деятельности

Уровни реализации финансовой политики

     Государственная финансовая политика:

1. Бюджетная политика, реализуемая в процессе разработки и исполнения государственного бюджета на любом уровне управления;

2. Налоговая политика, реализуемая  в процессе формирования налогового законодательства;

3. Политика управления государственным долгом, реализуемая в процессе выпуска и погашения государственных ценных бумаг.

 

3.3. Государственный бюджет

     Государственный бюджет – экономическая категория, объединяющая совокупность всех формирующих на территории конкретной страны бюджетов - централизованных финансовых фондов, аккумулируемых и используемых государством в процессе перераспределения национального дохода.

     Структура государственного бюджета:

а) По направлениям:

- доходная часть,

- расходная часть.

Б) По уровням управления:

- Республиканский бюджет;

-         Местные  бюджеты.

Внебюджетные фонды. Источники формирования.

      Внебюджетные фонды, как специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для централизованного финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационно-хозяйственной самостоятельности этих фондов.

      Основная цель введения института внебюджетных фондов- предотвращение традиционной для плановой экономики ситуации, при которой в случае недостатка средств для исполнения « приоритетных» расходных статей, необходимые ресурсы снимались прежде всего из бюджетных статей социальной направленности.

     Источники формирования фонда социального назначения:

1. Обязательные отчисления с работодателей (в % от средств, направляемых на оплату труда персонала),

2. Обязательные страховые взносы с заработка работников;

3.      Средств республиканского бюджета и ее субъектов, а также местных бюджетов.

       Базовыми инструментами управления финансами предприятия

выступают:

- финансовое планирование;

- оперативное управление финансами;

- финансовый контроль.

     Долгосрочные цели управления финансами, равно как и развитие финансовой системы предприятия в целом, определяются финансовой политики, формируемой на уровне высшего руководства хозяйствующего субъекта и реализуемой его специализированными службами.

     Финансовые обязательства выступают в роли важнейшего объекта управления финансово-хозяйственной деятельностью, определяющего платежеспособность и другие показатели, характеризующие текущее финансовое состояние предприятия.

      Общая структура и характер финансовых обязательств:

А) Внешние финансовые обязательства предприятие несет перед:

Государством в лице бюджетов и внебюджетных фондов выплаты налогов и приравненных к ним платежей в объемах и в сроки, установленные действующим фискальным законодательством

Партнерами по хозяйственной деятельности в лице:

Поставщиков, подрядчиков, банков-кредиторов, страховых компаний и т.п., при реализации предприятием своей части финансовых аспектов заключенных договоров.

Б) Внутренние финансовые обязательства предприятие несет перед:

Собственники, в части выплаты установленной ими части чистой прибыли, в форме предпринимательского дохода или дивидендов по результатам деятельности  в расчетном периоде.

Филиалами и «дочерними» фирмами в части платежей, установленных условиями заключенных с ними соглашений или разовыми распоряжениями руководства;

Наемным персоналом, в части выплаты заработной платы в размерах и в сроки, установленных условиями индивидуальных трудовых контрактов или коллективного трудового договора (соглашения).

     Финансовые обязательства – совокупность платежей, подлежащих осуществлению в течение расчетного периода в соответствии с налоговым законодательством и условиями раннее заключенных договоров.

     Общая структура и характер финансовых обязательств:

А) Внешние финансовые обязательства предприятие несет перед:

-         Государством (отчисления в бюджеты и внебюджетные фонды по выплате налогов и других платежей и обязательных отчислений);

-         партнерами по хозяйственной деятельности (поставщики, подрядчики, банки, страховые компании и др.).

Б) Внутренние финансовые обязательства предприятие несет перед:

-         собственниками (учредители, акционеры);

-         филиалами и «дочерними» фирмами;

-         наемным персоналом (оплата труда согласно контрактов, договоров и др.).

Информация о работе Финансы как экономическая категория и их роль в экономике