Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:01, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы является: углубление знаний о структуре финансов и финансовых отношений некоммерческих организаций, о формировании финансовых ресурсов. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: определить теоретические аспекты, понятия сущность финансов в некоммерческих организациях; определить сущность организации финансового планирования деятельности бюджетных, автономных и иных организаций;
Содержание
Введение 1 Теоретические и законодательные основы финансов некоммерческих организаций 1.1 Организационно-правовые основы некоммерческих организаций 1.2 Сущность финансов и финансовых отношений 1.3 Отношение собственности некоммерческих организаций 2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций 2.1 Понятие, сущность финансовых ресурсов 2.2 Организация финансов бюджетных и автономных учреждений 2.3 Организация финансов иных некоммерческих организаций 3. Особенности управления финансами некоммерческих организаций 3.1 Финансовые риски 3.2 Управление финансовыми рисками
К муниципальной собственности
относится имущество, принадлежащее на
праве собственности городским и сельским
поселениям, а также муниципальным образованиям.
Имущество, находящееся в муниципальной
собственности, закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями во владение,
пользование и распоряжение.
Государственные и муниципальные
некоммерческие организации имеют свои
преимущества и недостатки. К первым относится
центральное регулирование процесса производства
и распределения с соответствующим выделением
необходимых ресурсов. Этим создаются
предпосылки равных возможностей в сфере
потребления общественных благ. Ко вторым
— неизбежная ограниченность средств,
направляемых государством на создание
общественных благ, и особенно в переходной
экономике, отсутствие экономических
стимулов для эффективной работы, бюрократический
стиль управления и т.д.
К частным некоммерческим организациям
относятся организации, основанные на
различных формах негосударственной собственности,
по отношению к ним часто используется
термин «негосударственные некоммерческие
организации».
Основные признаки негосударственных
некоммерческих организаций:
-добровольность образования;
-инновационный характер развития;
-экономия издержек производства при высоком
качестве конечных результатов деятельности;
-эффективное использование возможной
прибыли.
Негосударственные некоммерческие
организации, будучи основаны на частной
форме собственности, действуют в общественных
интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим
ценностям, отстаивают принцип плюрализма
и равных возможностей для всех членов
общества.
2.Финансовые
ресурсы некоммерческих организаций
2.1 Понятие,
сущность финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы некоммерческих
организаций представляют собой совокупность
денежных поступлений и доходов, находящихся
в их распоряжении и используемых для
финансового обеспечения уставной деятельности.
Формирование и использование финансовых
ресурсов доходов некоммерческих организаций
осуществляется на основе сметного бюджетного
финансирования, самоокупаемости и смешанного
способа финансирования.
Сметное бюджетное финансирование
строится на следующих основных принципах:
формирование финансовых ресурсов за
счет ассигнований из бюджета; доведение
бюджетных ассигнований и их использование
в соответствии с бюджетными сметами;
определение объема бюджетных ассигнований
путем нормирования расходов на осуществление
деятельности, предусмотренной уставом
организации; предоставление бюджетных
ассигнований в пределах лимита бюджетных
обязательств в соответствии с бюджетной
классификацией расходов; регламентация
бюджетных ассигнований по целевому назначению;
выделение бюджетных средств в меру выполнения
оперативно-сетевых показателей деятельности
организации, с учетом фактического использования
ранее доведенных бюджетных ассигнований;
жесткий контроль планирования бюджетных
ассигнований, их целевого и эффективного
использования. На принципах полного сметного
бюджетного финансирования функционируют
такие бюджетные учреждения, как государственные
органы, муниципальные органы, органы
государственных внебюджетных фондов
и некоторые другие.
Формирование и использование
финансовых ресурсов некоммерческих организаций
других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых
форм осуществляется на принципах полной
или частичной самоокупаемости. К ним
обычно относят: формирование финансовых
ресурсов преимущественно за счет внебюджетных
источников доходов, связанных с предпринимательской
и иной приносящей доход деятельностью,
членских взносов учредителей, добровольных
взносов юридических и физических лиц
и др.; привлечение бюджетных средств только
в порядке выполнения государственного
(муниципального) задания - для оказания
государственных (муниципальных) услуг
или реализации социальных программ; покрытие
всех затрат, связанных с уставной деятельностью
организации и уплатой налогов и обязательных
платежей, за счет поступлений выручки
от реализации продукции, выполнения работ,
оказания услуг и других целевых доходов;
самостоятельность в распределении доходов
из внебюджетных источников на цели, ради
которых создана сама организация; материальная
ответственность перед учредителями за
результаты деятельности. На этих условиях
функционируют автономные учреждения,
ряд учреждений социально-культурной
сферы (лечебные учреждения, театры и т.д.),
потребительская кооперация, общественные
и религиозные организации, различные
негосударственные фонды и др.
Смешанный способ финансового
обеспечения некоммерческих организаций
предполагает сочетание принципов сметного
бюджетного финансирования с элементами
самоокупаемости. Таким образом, формируются
и используются финансовые ресурсы, и
доходы значительной части бюджетных
учреждений, оказывающих социальные услуги
населению в области образования, здравоохранения,
культуры и т.д., научно-исследовательские
учреждения и др.
2.2 Организация
финансов бюджетных и автономных учреждений
Бюджетное учреждение - организация,
созданная органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления для
осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций некоммерческого
характера, деятельность, которой финансируется
из соответствующего бюджета или бюджета
государственного внебюджетного фонда
на основе сметы доходов и расходов. Деятельность
бюджетных учреждений регулируется Бюджетным
кодексом РФ (далее - БК РФ).
Источники формирования и направления
использования финансовых ресурсов в
учреждения разных отраслей социально-культурной
сферы и органов государственной власти
однотипны. Но они имеют специфику, обусловленную
отраслевыми особенностями деятельности
учреждений, и сочетанием применяемых
методов хозяйствования (сметное финансирование
и полная или частичная самоокупаемость).
Основными источниками финансовых
ресурсов бюджетных учреждений являются:
- бюджетные ассигнования, предоставляемые
из бюджетов разных уровней, в разрезе
отдельных видов расходов, определенных
бюджетной классификацией;
- поступления от оказания платных услуг
населению. Оказание платных услуг не
должно осуществляться взамен деятельности,
финансируемой из бюджета. В противном
случае все средства, полученные от оказания
этих видов услуг, изымаются в бюджет.
- выручка от реализации продукции собственного
производства, покупных товаров и оборудования,
творческой продукции учреждения культуры,
сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные
мероприятия;
- выручка от реализации основных средств
и сдачи имущества в аренду и субаренду;
- выручка от оказания посреднических
услуг;
- доходы от долевого участия в деятельности
других учреждений и организаций;
- доходы от приобретения акций, облигаций,
иных ценных бумаг и получения доходов
по ним;
- доходы от иных внереализационных операций
(курсовые разницы при операциях с иностранной
валютой и др.);
- добровольные взносы предприятий, учреждений,
благотворительных фондов и отдельных
граждан.
Направления использования
финансовых ресурсов, независимо от источника
их образования определяются в строгом
соответствии с подразделениями экономической
классификации расходов Бюджетной классификации
РФ.
Состав расходов и их соотношение
различно в учреждениях разных отраслей
социально-культурной сферы. Общим для
всех учреждений является преобладающий
уровень расходов на оплату труда с начислениями
на нее.
В отдельных отраслях социально-культурной
сферы имеются некоторые особенности.
Основными источниками финансирования
здравоохранения стали средства бюджетов
всех уровней, средства обязательного
(ОМС) и добровольного медицинского страхования
(ДМС) и средства, поступающие от оказания
платных медицинских услуг. Средства ОМС
увеличили финансовую базу здравоохранения.
Однако, увеличения общего объема финансовых
ресурсов в здравоохранении не произошло
за счет частичного замещения бюджетных
средств средствами ОМС.
Множественность источников
финансирования учреждений здравоохранения
не означает их объединения и распоряжения
одним органом управления: бюджетными
средствами распоряжаются финансовые
органы, а средствами ОМС – фонды ОМС.
За счет средств медицинского страхования
стало осуществляться финансирование
большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических
учреждений в соответствии с договорами
по ОМС. Бюджетные средства используются
только для финансирования учреждений,
оказывающих помощь при социально значимых
заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез,
психиатрия), а также учреждений скорой
помощи, станций переливания крови, родильных
домов, домов ребенка. Также за счет бюджетных
средств финансируется приобретение дорогостоящего
медицинского оборудования и капитальный
ремонт объектов здравоохранения, и осуществляется
уплата страховых взносов за неработающее
население.
В организациях культуры и искусства
особенности организации финансов связаны
с функционированием данных организаций
не только на принципах сметного финансирования,
но и самоокупаемости. Значительная часть
услуг таких организаций, как библиотеки,
большая часть музеев оплачивается за
счет бюджетных средств. Эти учреждения
находятся на сметном финансировании
и получают средства из бюджетов разных
уровней, главным образом из бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные
организации культуры оказывают большую
часть предоставляемых услуг на платной
основе.
Финансовые ресурсы учреждений
культуры и искусства формируются также
и за счет бюджетных ассигнований, и за
счет внебюджетных источников. При этом
бюджетные средства должны использоваться
только на осуществление основной деятельности,
т.е. деятельности по предоставлению культурных
благ населению, по созданию и распространению
культурных ценностей.
Финансовые ресурсы органов
государственной власти (законодательной
и исполнительной) и органов местного
самоуправления формируются в основном
за счет бюджетных средств. При этом данным
органам не разрешено заниматься предпринимательской
деятельностью.
Важной составной частью финансов
некоммерческих организаций являются
отношения, связанные с уплатой налогов.
При осуществлении бюджетной и предпринимательской
деятельности бюджетные учреждения уплачивают
практически все налоги, предусмотренные
действующим законодательством (НДФЛ,
НДС, налог на имущество организаций, транспортный
налог и другие, региональные и местные
налоги). При этом порядок исчисления и
уплаты данных налогов един для коммерческих
и некоммерческих организаций. Однако,
учитывая социальную значимость услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями
социально-культурной сферы, налоговое
законодательство предусматривает налоговые
льготы либо полное освобождение от уплаты
налогов ряду учреждений – образовательным, учреждениям
здравоохранения, культуры, органам государственной
власти.
Например, бюджетные учреждения
освобождены от уплаты земельного налога
при осуществлении бюджетной деятельности.
При исчислении НДС н подлежит налогообложению
реализация медицинских услуг, оказываемых
медицинскими организациями, за исключением
косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических
услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами
и престарелыми, предоставляемыми государственными
и муниципальными учреждениями социальной
защиты, услуг в сфере образования по проведению
учебно-производственного или воспитательного
процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры
и искусства.
Порядок налогообложения
прибыли бюджетных учреждений в действие
главы 25 части второй НК РФ стал аналогичен
порядку, применяемому в отношении коммерческих
организаций. Вместе с тем правовой статус
бюджетных учреждений предполагает некоторые
особенности исчисления налоговой базы
в части определения доходов и расходов,
не учитываемых при налогообложении, начисления
амортизации, порядка исчисления налога
и авансовых платежей, составления налоговой
декларации. Налоговое законодательство
предусматривает уплату бюджетными учреждениями
только квартальных авансовых платежей
по итогам отчетного периода, для них также
предусмотрена возможность представления
в налоговые органы упрощенной налоговой
декларации.
Объектом налогообложения по
налогу на прибыль бюджетных учреждений,
как и других организаций, является прибыль,
определяемая как полученный доход, уменьшенный
на величину произведенных расходов, под
которыми понимаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты. При этом из полученных
доходов (доходов от реализации товаров,
работ, услуг, и внереализационных доходов)
исключаются доходы, не учитываемые при
определении налоговой базы, включающие
средства целевого финансирования и целевые
поступления. К средствам целевого финансирования
относятся средства бюджетов всех уровней,
полученные гранты, а к целевым поступлениям
на содержание бюджетных учреждений и
ведение ими уставной деятельности –
пожертвования, имущество, переходящее
учреждениям в порядке наследования, средства,
полученные в рамках благотворительной
деятельности и др. Для исключения этих
сумм из налогооблагаемой базы необходим
раздельный учет доходов и расходов по
целевым средствам. Расходы, уменьшающие
полученные доходы, определяются в соответствии
с экономической классификацией расходов
Бюджетной классификации РФ.
С бюджетными тесно связаны
автономные учреждения. Во-первых, автономные
учреждения могут создаваться органами
публичной власти путем изменения статуса
бюджетного учреждения, т.е. создания на
базе последнего автономного учреждения.
Во-вторых, у обоих типов учреждений одинаковые
цели, задачи и полномочия, направленные
на предоставление социально-культурных,
научных и иных услуг. Согласно Федеральному
закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» автономным учреждением
признается некоммерческая организация,
созданная (учрежденная) Российской Федерацией,
субъектом РФ или муниципальным образованием
для выполнения работ и оказания услуг
в целях осуществления полномочий органов
государственной власти и местного самоуправления
в сферах науки, образования, здравоохранения,
культуры, социальной защиты, занятости
населения, физической культуры и спорта.
При создании автономного учреждения
на базе бюджетного учреждения имущество
последнего закрепляется за автономным
учреждением на правах оперативного управления.
Автономное учреждение может от своего
имени приобретать другое имущество и
имущественные права и осуществлять с
ними операции, открывать счета в кредитных
организациях. Оно несет ответственность
по своим обязательствам своим имуществом,
за исключением имущества, закрепленного
за ним учредителем или приобретенного
за счет средств учредителя (органа власти
публично-правового образования). Автономное
учреждение должно осуществлять свою
деятельность в соответствии с предметом
и целями, определенными федеральными
законами и уставом, путем выполнения
названных выше работ и услуг.