Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является: углубление знаний о структуре финансов и финансовых отношений некоммерческих организаций, о формировании финансовых ресурсов.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
определить теоретические аспекты, понятия сущность финансов в некоммерческих организациях;
определить сущность организации финансового планирования деятельности бюджетных, автономных и иных организаций;

Содержание

Введение
1 Теоретические и законодательные основы финансов некоммерческих организаций
1.1 Организационно-правовые основы некоммерческих организаций
1.2 Сущность финансов и финансовых отношений
1.3 Отношение собственности некоммерческих организаций
2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций
2.1 Понятие, сущность финансовых ресурсов
2.2 Организация финансов бюджетных и автономных учреждений
2.3 Организация финансов иных некоммерческих организаций
3. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
3.1 Финансовые риски
3.2 Управление финансовыми рисками

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Гурова Д.А.docx

— 82.73 Кб (Скачать файл)

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. 

Государственные и муниципальные некоммерческие организации имеют свои преимущества и недостатки. К первым относится центральное регулирование процесса производства и распределения с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым — неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, и особенно в переходной экономике, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления и т.д.

К частным некоммерческим организациям относятся организации, основанные на различных формах негосударственной собственности, по отношению к ним часто используется термин «негосударственные некоммерческие организации».

Основные признаки негосударственных некоммерческих организаций:  
-добровольность образования; 
-инновационный характер развития; 
-экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности; 
-эффективное использование возможной прибыли.

Негосударственные некоммерческие организации, будучи основаны на частной форме собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовые  ресурсы некоммерческих организаций

2.1 Понятие, сущность финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных поступлений и доходов, находящихся в их распоряжении и используемых для финансового обеспечения уставной деятельности. Формирование и использование финансовых ресурсов доходов некоммерческих организаций осуществляется на основе сметного бюджетного финансирования, самоокупаемости и смешанного способа финансирования.

Сметное бюджетное финансирование строится на следующих основных принципах: формирование финансовых ресурсов за счет ассигнований из бюджета; доведение бюджетных ассигнований и их использование в соответствии с бюджетными сметами; определение объема бюджетных ассигнований путем нормирования расходов на осуществление деятельности, предусмотренной уставом организации; предоставление бюджетных ассигнований в пределах лимита бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией расходов; регламентация бюджетных ассигнований по целевому назначению; выделение бюджетных средств в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности организации, с учетом фактического использования ранее доведенных бюджетных ассигнований; жесткий контроль планирования бюджетных ассигнований, их целевого и эффективного использования. На принципах полного сметного бюджетного финансирования функционируют такие бюджетные учреждения, как государственные органы, муниципальные органы, органы государственных внебюджетных фондов и некоторые другие.

Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм осуществляется на принципах полной или частичной самоокупаемости. К ним обычно относят: формирование финансовых ресурсов преимущественно за счет внебюджетных источников доходов, связанных с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, членских взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.; привлечение бюджетных средств только в порядке выполнения государственного (муниципального) задания - для оказания государственных (муниципальных) услуг или реализации социальных программ; покрытие всех затрат, связанных с уставной деятельностью организации и уплатой налогов и обязательных платежей, за счет поступлений выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и других целевых доходов; самостоятельность в распределении доходов из внебюджетных источников на цели, ради которых создана сама организация; материальная ответственность перед учредителями за результаты деятельности. На этих условиях функционируют автономные учреждения, ряд учреждений социально-культурной сферы (лечебные учреждения, театры и т.д.), потребительская кооперация, общественные и религиозные организации, различные негосударственные фонды и др.

Смешанный способ финансового обеспечения некоммерческих организаций предполагает сочетание принципов сметного бюджетного финансирования с элементами самоокупаемости. Таким образом, формируются и используются финансовые ресурсы, и доходы значительной части бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги населению в области образования, здравоохранения, культуры и т.д., научно-исследовательские учреждения и др.

 

2.2 Организация  финансов бюджетных и автономных учреждений

 

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Деятельность бюджетных учреждений регулируется Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждения разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Но они имеют специфику, обусловленную отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость). 

Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются: 
- бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней, в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией; 
- поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов услуг, изымаются в бюджет.  
- выручка от реализации продукции собственного производства, покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждения культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия; 
- выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду; 
- выручка от оказания посреднических услуг; 
- доходы от долевого участия  в деятельности других учреждений и организаций; 
- доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов по ним; 
- доходы от иных внереализационных операций (курсовые разницы при операциях с иностранной валютой  и др.); 
- добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. 

Направления использования финансовых ресурсов, независимо от источника их образования определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ. 

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. 

В  отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности. 

Основными источниками финансирования здравоохранения стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства ОМС увеличили финансовую базу здравоохранения. Однако, увеличения общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении не произошло за счет частичного замещения бюджетных средств средствами ОМС.  

Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами ОМС – фонды ОМС. За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по ОМС. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. Также за счет бюджетных средств финансируется приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения, и осуществляется уплата страховых взносов за неработающее население. 

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев оплачивается за счет бюджетных средств. Эти учреждения находятся на сметном финансировании и получают средства из бюджетов разных уровней, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры оказывают большую часть предоставляемых услуг на платной основе. 

Финансовые ресурсы учреждений культуры и искусства формируются также и за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. При этом бюджетные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей. 

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательной и исполнительной) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. 

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (НДФЛ, НДС, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие,  региональные и местные налоги). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов ряду учреждений – образовательным,  учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти.

Например, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении НДС н подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства.   
 
       Порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений в действие главы 25 части второй НК РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус бюджетных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации. 

Объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.  При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров, работ, услуг, и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности – пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с экономической классификацией расходов Бюджетной классификации РФ.

С бюджетными тесно связаны автономные учреждения. Во-первых, автономные учреждения могут создаваться органами публичной власти путем изменения статуса бюджетного учреждения, т.е. создания на базе последнего автономного учреждения. Во-вторых, у обоих типов учреждений одинаковые цели, задачи и полномочия, направленные на предоставление социально-культурных, научных и иных услуг. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная (учрежденная) Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

При создании автономного учреждения на базе бюджетного учреждения имущество последнего закрепляется за автономным учреждением на правах оперативного управления. Автономное учреждение может от своего имени приобретать другое имущество и имущественные права и осуществлять с ними операции, открывать счета в кредитных организациях. Оно несет ответственность по своим обязательствам своим имуществом, за исключением имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет средств учредителя (органа власти публично-правового образования). Автономное учреждение должно осуществлять свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения названных выше работ и услуг.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций