Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:38, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей финансовой среды функционирования некоммерческих организаций, выявлении специфики их финансовых отношений.
Задачи, которые я перед собой ставила: более глубоко изучить финансовые возможности некоммерческих организаций по достижении их социально-значимых целей и задач;
В законодательстве большинства западных
государств предпочтение в оказании
социальных услуг отдается именно добровольческим
организациям, а не государственным
структурам, оказывающие аналогичные
услуги. Например, в Парламенте Великобритании
в соответствии с принятыми в
90-х гг. XX в. актами о национальной
службе здравоохранения и о
Накопленный в зарубежных странах
положительный опыт правового обеспечения
социального взаимодействия государства
и неправительственных
Однако в российском законодательстве под "социальным партнерством" понимается, к сожалению, только "система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ). В то же время российская правовая действительность, а также опыт зарубежных стран убеждают в обратном, побуждая вкладывать в это понятие более широкий смысл, поскольку в сферу социального партнерства вовлечены не только профсоюзы и работодатели, но все институты гражданского общества, в том числе институт благотворительных организаций [8, с. 139-141].
Вместе с тем целесообразность принятия федерального закона о социальном взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов и неправительственных некоммерческих организаций обусловлена также ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях [4].
Социальный заказ для
государственных и
Примером социального
Некоммерческие организации
Cоциальный заказ - система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе [8, с. 107].
Для неправительственных
В настоящее время в действующем законодательстве прямо не предусмотрено государственное финансирование неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют социальные услуги незащищенным слоям населения. Идея патернализма (т. е. системы дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием специального федерального закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5].
Необходимость и эффективность
такой формы взаимодействия государства
и некоммерческих организаций, как
социальный заказ на оказание социальных
услуг, доказан многолетней практикой
стран Запада, где деятельность подобных
организаций рассматривается
3.3. Государственное
регулирование деятельности
Некоммерческая сфера экономики наряду с государством и бизнесом составляют основу системы рыночных отношений.
Развитие рыночного хозяйства
и его функционирование не может
осуществляться без участия некоммерческих
организаций. Они способствуют решению
многих социально-экономических
По данным Костромастата, число
некоммерческих организаций, зарегистрированных
на территории Костромской области
на 1 января 2009 г. за истекший год составляет
416. Общее количество зарегистрированных
некоммерческих организаций по состоянию
на 31.12.2008 составляет 5234, что показывает
высокую активность граждан в
решении социальных задач по снижению
уровня бедности, безработицы, преступности
и других социальных проблем. Однако
в настоящее время оценить
вклад некоммерческих организаций
в экономику страны достаточно сложно,
так как отсутствуют
Анализируя данные, можно констатировать
факт, что количество некоммерческих
организаций в последние годы
незначительно, но стабильно увеличивается,
а следовательно становится понятно,
что некоммерческие организации
оказывают немаловажное влияние
на развитие всей системы народно-хозяйственного
комплекса. Вследствие этого появляется
необходимость в
Деятельность некоммерческих организаций
в настоящее время
К элементам системы контроля деятельности
негосударственных
- законодательное и нормативное регулирование;
- ревизию Федерального
- аудиторские проверки;
- контроль со стороны
Одной из основных форм контроля деятельности
некоммерческих организаций на современном
этапе можно признать использование
их отчетности, которая составляется
как для государственных
В настоящее время предусмотрены следующие формы отчетности (ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 32):
- некоммерческая организация
- структурное подразделение
Состав отчетности.
Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности определен прежде всего ст. 13 Закона о бухгалтерском учете. Отчетность некоммерческой организации состоит:
- из бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним,
- аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской
- пояснительной записки.
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не ведущие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе (бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет о целевом использовании полученных средств).
Налоговая отчетность. Помимо бухгалтерской отчетности некоммерческие организации сдают в налоговые органы налоговую отчетность в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены конкретно для каждого налога.