Финансы некоммерческих организаций, особенности организации и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Финансы некоммерческих организаций

Вложенные файлы: 1 файл

финансыdocx.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

Одни из услуг, оказываемых такими организациями, могут предоставляться  бесплатно, другие только платно, третьи в сочетании того и другого.

Источники финансовых ресурсов

В настоящее время для  финансирования некоммерческих учреждений и организаций, оказывающих услуги социально-культурного характера  используется следующими источниками:

  • Бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены тарифа на предоставляемые работы, услуги государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности учреждений.
  • Денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполнение работы согласно заключенным с юридическими лицами договора и заказы населения. Например: поступление денежных средств за оказание сверхнормативных (дополнительных) услуг в сфере образования, здравоохранения и т.д. При этом ассигнования из бюджета не уменьшаются, а полученные денежные средства увеличивают финансовые ресурсу учреждения.
  • Поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям. Платные услуги предоставляются в соответствии с прейскурантом. При этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета.

 

Финансовые ресурсы  общественных объединений и реформа  финансирования непроизводственной сферы

Общественное объединение - это  родовое понятие, обозначающее целую  группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об общественных объединениях (ст. 8-13) относит

- общественные организации (объединения  на основе членства); - общественные  движения (массовые объединения,  не имеющие членства);

- общественные фонды (не имеющие  членства объединения, цель которых  заключается в формировании имущества  и его использовании на общественно  полезные цели. Впрочем, законодатель делает оговорку о том, что общественный фонд является одной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в порядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций);

- общественные учреждения (не имеющие  членства организации, цель которых  - в оказании конкретного вида  услуг в интересах участников); - органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения,  цель которых заключается в  совместном решении различных  социальных проблем граждан по  месту жительства, работы или  учебы).

Учредителями общественных объединений  выступают граждане (не менее трех человек), а также другие общественные объединения с правами юридических  лиц (наряду с гражданами). Закон  об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют  свое участие в них индивидуальными  заявлениями и имеют право  избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений  формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заключить из ч. 5 ст. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.

Особенностью наименования общественного  объединения является необходимость  включать в него указание на территориальную  сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). При этом общероссийские объединения  могут использовать в своих названиях  слова "Россия", "Российская Федерация" и производные от них без специальных  разрешений государственных органов (что невозможно для других негосударственных  юридических лиц). Средством индивидуализации общественного объединения, в отличие  от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры  этих юридических лиц, оставляя ее детальную  разработку на усмотрение участников (ст. 15 Закона). Более подробно структура  и компетенция органов управления установлена применительно к  общественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью  Религиозные организации. Объединение  граждан, имеющее основной целью  совместное исповедание и распространение  веры и обладающее соответствующими этим целям признаками , называется религиозной организацией. В таком понимании религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: общины, монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность в области религии осуществляют и другие организации, например, духовные образовательные учреждения или объединения религиозных организаций (централизованные религиозные организации). Их правовое положение весьма неопределенно. Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" относит указанные организации к числу собственно религиозных, что противоречит понятию религиозной организации, сформулированному этим же Законом.

Так, с одной стороны, религиозная  организация - это объединение не менее чем десяти граждан (п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Закона). С другой стороны, централизованные религиозные организации  образуются не гражданами, а местными религиозными организациями (п. 4 ст. 8). Кроме того, признаются религиозными и организации, учрежденные одним  юридическим лицом, например, духовные академии или семинарии (п. 6 ст. 8).

Наряду с правосубъектными религиозными организациями Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" упоминает и религиозные группы, не обладающие правами юридического лица. Представляется, что взаимные права и обязанности участников религиозных групп должны регулироваться нормами о договорах простого товарищества.

Фонды. Некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для  достижения общественно полезных целей  путем использования имущества, переданного в ее собственность  учредителями, называется фондом.

Образовав фонд и передав ему  в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные  права в отношении него. После  этого фонд начинает "жить" своей  собственной жизнью, руководствуясь лишь теми целями, которые учредители определили ему в уставе, и положениями  законодательства. Возможна даже такая

ситуация, когда устав фонда  не предусматривает возможности  его изменения органами фонда. Это  может послужить прочной гарантией  того, что имущество учредителей  будет использовано должным образом, даже когда они перестанут его  контролировать. В этом случае внесение каких-либо изменений в устав  фонда допустимо лишь по решению  суда.

Высшим органом фонда является его попечительский совет, действующий  на общественных началах (п. 3 ст. 7 Закона "О некоммерческих организациях").

Для достижения уставных целей фонд, как и другие некоммерческие организации, вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, в том числе путем  создания или участия в хозяйственных  обществах. Благотворительные фонды, однако, имеют право участвовать  в хозяйственных обществах лишь в качестве их единственных членов (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной  деятельности).

Отсутствие каких-либо имущественных  прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредители и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Имея в виду особую важность имущества  для достижения уставных целей фонда, закон предусматривает дополнительное основание его ликвидации, не свойственное другим юридическим лицам: недостаточность  имущества фонда для осуществления  его целей при условии, что  вероятность его получения нереальна (подп. 1 п. 2 ст. 119 ГК).

Учреждения. Организация, созданная  собственником для осуществления  функций некоммерческого характера  и финансируемая им полностью  или частично, называется учреждением.

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России, - это государственные учреждения . Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно-стоимостных отношений. Закон также допускает создание учреждений и любыми другими субъектами. Ограничения этого права могут содержаться в нормативных актах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а  лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество (ст. 296, 298 ГК) компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его  денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество. Таким  образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

Учредительным документом учреждения является только его устав, утверждаемый собственником. Наименование учреждения должно включать в себя указание на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: "Частный  музей А. А. Корнеева".

Некоммерческие партнерства. Некоммерческая организация, члены которой сохраняют  права на ее имущество, созданная  для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности, называется некоммерческим партнерством.

Этот вид юридических лиц  неизвестен ГК и впервые введен в  оборот Законом "О некоммерческих организациях". Можно полагать, что  содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли. Так же как и общественные организации, некоммерческие партнерства базируются на принципе членства. Но если первые создаются для достижения тех или иных общеполезных целей, то последние играют лишь роль вспомогательного инструмента в достижении этих целей. Кроме того, члены общественных организаций, по общему правилу, не имеют никаких прав в отношении имущества этих организаций. Тогда как в некоммерческом партнерстве объем имущественных прав участников весьма велик. В частности, в случаях выхода, исключения из партнерства или его ликвидации участник вправе требовать выдачи ему части имущества, которое ранее было передано членами в собственность некоммерческого партнерства (если иное не предусмотрено его уставом).

Некоммерческое партнерство является собственником переданного ему  имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, а последние не отвечают по обязательствам партнерства. Высшим органом его управления является общее собрание членов.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ "О  некоммерческих организациях" некоммерческое партнерство вправе преобразоваться  в общественную или религиозную  организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной  близости этих правовых форм.

Автономные некоммерческие организации. Учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ "О некоммерческих организациях" весьма лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В  отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в  их собственность.

В области управления автономными  некоммерческими организациями  Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном  высшем органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая  схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона РФ "О некоммерческих организациях"). Эта норма способна несколько умерить "эгоизм" учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации  является ее устав, хотя Закон не запрещает  участникам заключить еще и учредительный  договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация  вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), либо в фонд. Однако преобразоваться  собственно в некоммерческое партнерство  нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения  в структуре, где круг участников формально не определен и документально  не зафиксирован.

Объединения юридических лиц. Некоммерческая организация, образованная несколькими  юридическими лицами для ведения  деятельности в их интересах, называется объединением юридических лиц (ассоциацией  или союзом). Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Из содержания ст. 121 ГК вытекает, что объединяться в ассоциацию или союз могут либо коммерческие, либо некоммерческие организации, но не те и другие вместе. Это положение представляется вполне оправданным, поскольку слишком различны их цели деятельности в сфере хозяйствования. Если же коммерческие и некоммерческие организации хотят объединиться для достижения целей, которые действительно могут быть общими для них (общесоциальные, политические), то им придется избрать организационно-правовую форму общественного объединения того или иного вида, некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций, особенности организации и функционирования