Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:36, контрольная работа
Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.
Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансы организации
2) Сущность и значение
Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.
Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.
Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.
По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для
2. установление рационального с
точки зрения государства
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового
5. создание эффективной и
При анализе финансовой политики следует исходить из специфических черт, проявляющихся в ее целях, стратегии и тактике.
Целями финансовой политики являются:
1. Политические цели (достижение
цели во внешней или
2. Экономические цели (достижение целей в области экономики на различных уровнях);
3. Социальные цели (достижение целей в сфере общественных отношений)
Если обобщить, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, или если рассматривать их как целями финансовой политики
Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.
И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.
Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.
Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений — это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения. Например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о финансировании за счет государства и т. п. Из содержания процесса управления финансами, видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.
Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.
Субъектом управления финансы являются
тогда, когда происходит стадия практического
применения выработанных форм финансовых
отношений.
Стадии управления финансами образуют
звенья управления финансами. К ним относятся:
1) выработка (создание) форм финансовых
отношений, их совершенствование (финансовое
право);
2) практическое применение форм
финансовых отношении (финансовая
деятельность, состоящая из составления
и исполнения финансовых
3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).
Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство.
В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.
Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент.
Обязанность правительства - принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.
Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь.
Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов являются:
- обеспечение активного
- разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
- эффективное проведение
- участие в организации
- проведение государственной
- регулирование и управление
деятельностью других
В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:
- осуществляет методическое
- организует работу по
- участвует в составлении
- разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального (республиканского) бюджета;
- ведет деятельность, связанную
с совершенствованием
- определяет порядок
- обеспечивает исполнение
- управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
- участвует в составлении
- определяет условия
- осуществляет государственную
регистрацию страховых
Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:
- ограничивать и
- вкладывать свободные средства
республиканского бюджета в
- давать обязательные для
- взыскивать в бесспорном порядк
- расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;
- проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального предпринимательства, и аудиторскими организациями;
- осуществлять государственный
надзор за деятельностью
Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Основными его задачами являются:
- контроль соблюдения
- разработка предложений по
совершенствованию налогового
- подготовка налоговых
- принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.
В соответствии с данными задачами Министерство по налогам и сборам осуществляет следующие функции:
- контролирует соблюдение
- организует деятельность
- разрабатывает в пределах
- проводит разъяснительную
- обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.
Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как:
- составление сводных
- проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
- контроль за эффективным
- контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;