Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 19:32, контрольная работа
Материальные носители финансовых отношений. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Счетная палата как орган финансового контроля. Государственные долговые обязательства.
1.Социально – экономическое содержание финансов………………………………..4
2.Понятие финансового контроля, органы государственного контроля…………….7
3.Государственный долг РФ, состав и структура……………………………………10
Литература
Содержание
1.Социально – экономическое
содержание финансов……………………………
2.Понятие финансового
3.Государственный долг РФ, состав и структура……………………………………10
Литература……………………………………………………
1.Социально-экономическое
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства. Они могут использоваться в фондовой и не фондовой формах. Отличительные признаки финансовых фондов: накопительный характер формирования, обособленный характер существования, целевой характер использования. Назначение таких фондов (например, бюджета, амортизационного фонда) –в подготовке условий, обеспечивающих удовлетворение постоянно меняющихся общественных потребностей
Необходимость этого очевидна: деньги - абстрактны, их можно истратить практически на любую потребность - оплату труда, закупку сырья, приобретение оборудования и пр. Денежные фонды, как и ресурсы, имеют единое назначение - служить источником определенных финансовым законодательством или управляющим решением расходов, вложений, затрат. Но понятие финансовых ресурсов шире, чем денежных фондов. Финансовые ресурсы - целенаправленная совокупность денежных средств, способных к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в оборот (иммобилизации). Денежные фонды формируются за счет ресурсов, но предполагают относительную стабильность, обособленность
Как уже отмечалось ранее, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, который выполняет функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения ВНП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях. По поводу их состава и содержания длительное время идет научная дискуссия. В финансовой литературе сложились две основные позиции.
1. Финансы имеют две функции
- распределительную и
2. Финансы имеют три функции: - образование доходов (накопление капитала); осуществление расходов - распределительная; контроль эффективности.
Нам представляется более обоснованной вторая позиция. Она расширительно толкует распределительную функцию, что вытекает из сущности категории финансов. Действительно, предпосылкой распределения и его началом служит поступление доходов (накопление капитала), т.е. образование ресурсов, формирующих фонды денежных средств. Выделение этой функции как самостоятельной и исходной особенно обоснованно на уровне финансов предприятий.
Распределительная функция заключается в том, что в финансовой системе концентрируются средства, направляемые затем на решение крупных народнохозяйственных проблем комплексного, межотраслевого характера. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы связаны с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме. Благодаря этому они обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что является проявлением следующей функции финансов - контрольной.
Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат - одно из важных направлений воздействия финансов на процессы общественного развития наряду с финансовым регулированием (т.е. вмешательством государства с помощью финансовых инструментов в воспроизводственный процесс) и финансовым стимулированием тех или иных экономических и социальных процессов. Это позволяет многим авторам указывать на еще одну функцию финансов - стимулирующую (регулирующую). Она проявляется, например, в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Таким образом, можно стимулировать технический прогресс, обновление основного капитала, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Наконец, в качестве самостоятельной нередко рассматривают еще одну функцию финансов - фискальную. Выполнение этой функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов фирм и населения для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (школы, библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (театры, музеи, фундаментальная наука).
С учетом основных функций можно дать еще один вариант определения финансов: это система денежных отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, ресурсов), осуществление расходов (распределении и перераспределении фондов, ресурсов) и контроле за эффективностью названных процессов. Достоинство приведенного определения в том, что оно применимо ко всем уровням иерархии в обществе и ко всем сферам функционирования финансов. Изменяться будет не содержание данной формулировки, а состав образуемых, распределяемых и перераспределяемых денежных ресурсов, заключаемых в централизованные и децентрализованные денежные фонды.
2. Понятие финансового контроля, органы государственного контроля
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны. Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов. Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:
• правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
• соблюдение действующего
бюджетного и налогового
• эффективное и
целевое использования средств
государственного бюджета и
• выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
• успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
• пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
• улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы. Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Органы финансового контроля Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи счётной палаты:
1. Организация и осуществление
контроля за своевременным
2. Определение эффективности
и целесообразности
3. Оценка обоснованности
доходных и расходных статей
федерального бюджета и в
4. Финансовая экспертиза
НПА - все законы направляются
в счетную палату, и счетная
палата готовит постановление
о целесообразности по
5. Анализ выполнения плановой
деятельности. Контроль за законностью
движения федеральных средств
в ЦБ и других кредитно-
6. Регулярное предоставление
Госдуме информации о ходе
контроля. Счетная палата состоит
из коллегий (представитель, его
заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы
– должностные лица, занимающиеся
финансовым контролем. Председатель
назначается Государственной
3. Государственный долг РФ, состав и структура
Государственный долг — это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах: • кредитные соглашения и договоры Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов; государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
• договоры о представлении государственных гарантий Россией, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе федеральных законов;
• соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации, долговых обязательств России прошлых лет. Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга как совокупного долга резидентам. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг России, государственный долг субъекта Федерации, муниципальный государственный долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.