Финансы организаций как звено финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Организация финансов хозяйствующих  субъектов осуществляется на основе ряда принципов, которые отвечают в рыночных условиях сути предпринимательской деятельности:

Хозяйственная самостоятельность. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности, самостоятельно определяет направления своих расходов, источники их финансирования, руководствуясь стремлением к максимизации прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий, коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство определяет отдельные стороны деятельности предприятий, например, амортизационную политику. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами.

Самофинансирование. Данный принцип означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа -- одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.

В настоящее время  не все предприятия способны полностью  реализовать этот принцип. Организации  ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Материальная ответственность. Означает наличие определенной системы  ответственности за ведение и  результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого  принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат кредитов, погашение векселей, нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Материальная заинтересованность. Этот принцип объективно предопределен основной целью предпринимательской деятельности -- извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может быть реализован через стимулирование его инвестиционной деятельности. Интересы государства обеспечиваются посредством увеличения поступлений в бюджеты различных уровней соответствующих сумм налоговых платежей.

Обеспечение финансовых резервов. Данный принцип связан с  необходимостью формирования финансовых резервов для обеспечения предпринимательской  деятельности, которая сопряжена  с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

Принцип гибкости. Состоит  в такой организации управления финансами предприятия, которая  обеспечивает постоянную возможность  маневра в случае отклонения фактических  объемов продаж от плановых, а также  в случае превышения плановых затрат по его текущей и инвестиционной деятельности.

Принцип финансового  контроля. Реализация данного принципа на уровне предприятия предусматривает  такую организацию финансов, которая  обеспечивает возможность осуществления  внутрифирменного финансового контроля на основе внутреннего анализа и аудита. При этом внутрифирменный анализ и аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки финансово-хозяйственной деятельности и быть результативным.

Среди факторов, влияющих на организацию финансов экономических субъектов, выделяются:

вид деятельности (коммерческий, некоммерческий);

форма собственности;

организационно-правовая форма;

отраслевые особенности  и др.

 

Факторы

Влияние факторов

 

Форма собственности

Государственная, частная

 

Организационно-правовая форма

Индивидуальные, партнерские, кооперативные

 

Отраслевая принадлежность

ОКВЭД

 

Размер капитала

Малые, средние, мини-предприятия (до 15 человек)

 

Виды деятельности

Коммерческие, некоммерческие

 

Монопольное положение  на рынке

Естественные монополии

 

Стадии жизненного цикла

Становление развитие

 
     

Организационно-правовая форма экономического субъекта влияет на состав источников формирования уставного  капитала, порядок распределения  прибыли, использования имущества  при ликвидации организации и др.

Так, организационно-правовая форма юридического лица устанавливается  ГК РФ (гл. 4). В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников. Так, финансовые ресурсы в момент создания акционерного общества формируются за счет средств, поступивших от размещения акций; товариществ и кооперативов -- от размещения паев; унитарных предприятий -- за счет бюджетных средств.

Для хозяйственных обществ (ООО, АО) предусмотрена возможность  привлечения финансовых ресурсов за счет размещения долговых ценных бумаг (ФЗ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах», ФЗ от 8 августа 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Организационно-правовая форма влияет на особенности распределения  прибыли.

Так, у акционерного общества (АО) часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарных предприятий  может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых платежей (если собственником не принято иное решение); в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для АО законодательно установлены:

минимальный размер резервов (не менее 5% уставного капитала);

размер отчислений в  резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов унитарных предприятий связана с определенными ограничениями и выполнением государственного или муниципального заказа, с бюджетными инвестициями, бюджетными кредитами.

Отраслевые факторы, влияющие на организацию финансов, связаны  с сезонностью производства, длительностью производственного цикла, особенностями оборота производственных фондов, степенью риска предпринимательской деятельности и др. Например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих условиях большую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фондов и страхование. Для строительства и других отраслей, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенного производства, что также определяет необходимость формирования финансовых ресурсов за счет заемных средств. Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли).

Для отраслей с высокой  степенью профессионального риска  работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых организаций -- перестрахование). Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность и другие отрасли тяжелой промышленности предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляется через средний и малый бизнес. В современных условиях с целью снижения предпринимательских рисков организации диверсифицируют направления своей деятельности. Но в ряде случаев законодательством некоторые виды коммерческой деятельности запрещено совмещать с другими видами деятельности: например, страховые компании не могут оказывать банковские услуги, осуществлять производственно-торговые операции и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимоотношения организаций  с другими звеньями финансовой  системы

При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций, возникают многообразные финансовые отношения. Это отношения: на уровне организации в целом и ее структурных подразделений;

с бюджетом и внебюджетными  фондами; с кредитной системой; состраховыми организациями и налоговыми органами;

с инвестиционными институтами;

с товарными, сырьевыми  и фондовыми биржами;

с аудиторскими фирмами  и другими хозяйствующими субъектами. Взаимоотношение предприятия с  бюджетом осуществляется через налоги.

Наше предприятие уплачивает в бюджет следующие обязательные платежи:

1. Налог на прибыль. Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991г. № 2116-1. Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Находясь в такой прямой зависимости, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Плательщики налога на прибыль -- все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России. Не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом предприятия любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев,когда применяются иные ставки налога на прибыль.

При этом: часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный  бюджет;

часть налога, исчисленная  по ставке в размере 18%, зачисляется  в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогооблагаемая база определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров -- ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

3. Единый социальный налог (ЕСН). Федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды -- Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации -- и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный  и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Информация о работе Финансы организаций как звено финансовой системы