Финансы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2013-2015 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
анализ федерального бюджета
анализ структуры его доходов и расходов
выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Социально-экономическая сущность федерального бюджета…………….5
1.2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета…………9
1.3. Роль федерального бюджета в современных условиях……….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1. Анализ основных параметров федерального бюджета РФ………………20
2.2. Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета………..27
2.3. Анализ расходной части проекта федерального бюджета РФ…………..30
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Значение бюджетной политики……………………………………………34
3.2. Основные цели и задачи бюджетной политики
на 2013 - 2015 гг. ………………………………………………………………..35
3.2.1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013-2015 гг…………………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Неналоговые доходы (ст. 51 БК РФ) федерального бюджета формируются  за счет доходов от использования  имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме, других доходов (ст. 41 - 46 БК РФ), а также:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанных в ст. 57 и 62 Бюджетного кодекса), - по нормативу 100%;
  • прочих лицензионных сборов - по нормативу 100%;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100%;
  • платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;
  • платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными объектами - по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100%;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20%;
  • консульских сборов - по нормативу 100%;
  • патентных пошлин - по нормативу 100%;
  • платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним по нормативу 100%.

В неналоговых доходах  федерального бюджета, помимо перечисленных  выше, также учитываются:

  • прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

С 2005 г. разделение доходов  на налоговые и неналоговые, характерное  для федерального бюджета, при его  составлении и исполнении не применяется. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (гл. 4 БК РФ) в классификации доходов бюджетов едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются группы и подгруппы доходов, которые представлены в бюджете следующим образом.

1. Налоговые и неналоговые доходы:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги и взносы на социальные нужды;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина;
  • задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • прочие неналоговые доходы.

2. Безвозмездные поступления:

    • безвозмездные поступления от нерезидентов;
    • безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
    • безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
    • безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
    • прочие безвозмездные поступления.

Государственные расходы непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием. Именно государственные расходы обеспечивают структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение отраслей, обеспечение инвестиционной политики, позволяют финансировать народно-хозяйственные нужды, проводимую социальную политику.

Расходы бюджета классифицируются следующим образом.

1. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. В составе последних может быть выделен бюджет развития.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития; он может составлять 2-4% всех расходов. Средства Бюджета развития используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом (Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»). Помимо бюджетных средств в бюджет развития могут включаться и другие средства, такие как связанные иностранные кредиты, получаемые Россией в конкретном году, разнообразные нерегулярные доходы, например превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и др. Средства бюджета развития расходуются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу на выполнение государственных гарантий, принятых на себя Правительством РФ в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финансирование из бюджета развития представляется в основном на возвратной основе. Как правило, средства Бюджета развития становятся дополнительным условием в осуществлении каких-либо крупных проектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляемых в связи с использованием бюджета развития, значительно больше самого этого бюджета.

2. По функциональному  содержанию все расходы бюджетов  всех уровней подразделяются  на крупные разделы:

  • общегосударственные;
  • национальную оборону;
  • национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
  • национальную экономику;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрану окружающей среды;
  • образование;
  • культуру;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальную политику;
  • межбюджетные трансферты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Каждый из названных  разделов расходов делится в свою очередь на подразделы с выделением подфункций, целевые статьи и виды расходов, отражающие расходы бюджетов на реализацию целевых программ и  детализирующие функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса. Выделение средств по отдельным видам целевых про грамм обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

3. По экономическому содержанию - экономический признак позволяет рассмотреть расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Классификация расходов по экономическому содержанию создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

4. По ведомственной принадлежности можно выделить в каждой группе расходов министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с реформированием системы органов государственного управления и местного самоуправления.[3,4]

 

 

1.3. Роль федерального бюджета в современных условиях

По своей внешней  форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период. Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина национального дохода, около всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов.

В процессе составления  основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение - лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального  дохода, образования доходов и  расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением.

Федеральный бюджет как  экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Поэтому при раскрытии  понятия «Федеральный бюджет» целесообразно  отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Информация о работе Финансы федерального бюджета