Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа
Цель, которая стояла при выполнении работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и использования муниципальных финансов, вскрыть основные проблемы муниципальных финансов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
• рассмотреть муниципальные финансы и их формирования;
• особенности формирования доходов местных бюджетов;
• анализ фактического исполнения местных бюджетов (доходная часть);
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.
• на практике рассмотреть местный бюджет Туймазинского района;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие муниципальных финансов 5
1.2 Особенности формирования муниципальных финансов 8
1.3 Использование муниципальных финансов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА. 14
2.1 Анализ состава, структуры и динамики доходов муниципального бюджета 14
2.2 Анализ состава, структуры и динамики расходов муниципального бюджета 19
2.3 Роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 22
3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ |
5 | |
1.1 |
Понятие муниципальных финансов |
5 |
1.2 |
Особенности формирования муниципальных финансов |
8 |
1.3 |
Использование муниципальных финансов |
11 |
2. |
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА. |
14 |
2.1 |
Анализ состава, структуры и динамики доходов муниципального бюджета |
14 |
2.2 |
Анализ состава, структуры и динамики расходов муниципального бюджета |
19 |
2.3 |
Роль муниципальных финансов в финансовой системе страны |
22 |
3. |
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. |
25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
33 | |
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система страны
является основной финансовой базой
деятельности государственных органов власти и органов местного
самоуправления в сфере экономического
и социального развития соответствующих
территорий.
Актуальность темы исследования курсовой
работы заключается в необходимости решения
проблем формирования и использования
муниципальных финансов , через муниципальную
составляющую закона "О местном самоуправлении",
дать обоснования доходам местного бюджета.
Объектом исследования является местный
бюджет Туймазинского района. Предметом
исследования является анализ эффективного
формирования и использования местного
бюджета.
Цель, которая стояла при выполнении работы
состояла в том, чтобы на основе изучения,
анализа и обобщения содержания ряда источников,
рассмотреть механизм формирования и
использования муниципальных финансов,
вскрыть основные проблемы муниципальных
финансов и сформулировать некоторые
предложения по их разрешению. Исходя
из сформулированной цели, при выполнении работы были
• рассмотреть муниципальные
• особенности формирования
• анализ фактического
• проблемы развития
• на практике рассмотреть
Анализ специальной литературы, проведенный
в процессе подготовки курсовой работы, свидетельствует о том,
Муниципальные финансы осуществляют важную
роль в процессе социально-экономического
Изучая проблемы формирования
Задача стоящая, перед
Принятые за годы реформ законы не создали
механизма гарантий местному самоуправлению
финансовой самостоятельности и независимости,
хотя все они эти принципы провозглашают и
Сегодня Россия в этом вопросе недалеко
ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону
При подготовке данной курсовой работы
была использована как методическая, так
и специальная экономическая литература,
нормативные и законодательные акты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
1.1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
Муниципальные (или местные)
Эти отношения складываются между органами
местного самоуправления и населением,
живущим на территории данного муниципального
образования, а также хозяйствующими
Муниципальные финансы
- средства местного бюджета;
- муниципальные внебюджетные
- государственные и муниципальные ценные
бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
- другие денежные средства, находящиеся
в муниципальной собственности.
Муниципальный бюджет-это бюджет соответствующего
муниципального образования, формирование,
К местным бюджетам в Российской Федерации
относят районные, городские, сельские,
поселковые бюджеты и районные бюджеты
в городах. Становление и функционирование
системы местных бюджетов в Российской
Федерации регулируется четырьмя основными
законодательными актами: Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного
Финансовую основу местного самоуправления
составляют местный бюджет, муниципальные
внебюджетные фонды и иные финансовые
ресурсы (в соответствии с действующими
федеральными и областными законами).
Местные органы власти в соответствии
с имеющимися у них полномочиями и в пределах,
установленных федеральным законодательством,
могли вводить свои налоги, сборы, штрафы
и иные платежи, являющиеся источниками
финансовых поступлений, создавать свои
банки, страховые, инвестиционные компании
и т. п.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" местное
Согласно Конституции
Федеральным законом от 28 августа 1995 г.
№ 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в
Местные финансы включают средства местного
бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги,
Понятие "местные финансы" идентично
понятию "финансовые ресурсы местного самоуправления". В
Финансовые средства (финансовые ресурсы)
местного самоуправления представлены
в рамках финансовой системы государства
в качестве одного из ее центральных звеньев.
Именно в финансовой сфере проявляется
неразрывная связь между государственной и
Общие начала финансовой деятельности
органов местного самоуправления регулируются на уровне
В целом правовое регулирование финансовой
деятельности органов местного самоуправления
осуществляется на уровне Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
Так в Бюджетном кодексе Российской Федерации
установлено, что "доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных доходов
и доходов за счет отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов
и сборов".
В качестве собственных доходов местных
бюджетов Федеральный закон о финансовых
основах местного самоуправления определяет
"местные налоги и сборы, другие собственные
доходы местных бюджетов, доли федеральных
налогов и доли налогов субъектов Российской
Федерации, закрепленные за местными бюджетами на
Федеральным законом предусмотрено, что
"формирование и использование местных
финансов основываются на принципах самостоятельности,
государственной поддержки и
Принципы финансовой самостоятельности
органов муниципальной власти провозглашены
в ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении.
Органы местного самоуправления в рамках
национальной экономической политики
имеют право на обладание достаточными
собственными финансовыми средствами,
которыми они могут свободно распоряжаться
при осуществлении своих функций.
Финансовые средства органов местного
самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им
По меньшей мере часть финансовых средств
органов местного самоуправления должна
обеспечиваться за счет местных сборов
и налогов, ставки которых органы местного
самоуправления вправе устанавливать
в пределах, определенных законом.[2]
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
Основная задача организации
муниципальных финансов — обеспечение
органов местного самоуправления финансовыми
ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного
решения вопросов местного значения. Согласно
ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления
органы местного самоуправления имеют
право на обладание достаточными собственными
финансовыми ресурсами, которыми они могут
свободно распоряжаться при осуществлении
своих функций. Финансовые средства органов
местного самоуправления должны быть
соразмерны их полномочиям. Формирование
стабильной финансовой базы органов местного
самоуправления является важнейшим направлением
проводимой в Российской Федерации реформы
местного самоуправления.
Принадлежность финансовых ресурсов органам
местного самоуправления, реализующим
правомочия муниципального собственника,
— один из содержательных признаков муниципальных
финансов. Мировая практика административно-
Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии
подходов к определению территориальной
организации местного самоуправления,
когда правами местного самоуправления
наделяются различные территориальные
образования (города, поселки, сельские
населенные пункты, общины и т. п.; районы,
округа, кантоны и др.). В соответствии
с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
который вступает в действие с 1 января
2005 г., муниципальными образованиями признаются
поселения, городские округа, муниципальные
районы и внутригородские территории
городов федерального значения. При этом
перечень территориальных единиц, в пределах
которых реализуется местное самоуправление,
и видов муниципальных образований определен
как исчерпывающий и подлежит изменению
и дополнению только в рамках федерального законодательства.
Многообразие видов муниципальных образований,
предусмотренных федеральным законодательством,
позволяет выделять финансы поселений,
городских округов, муниципальных районов
и внутригородских территорий городов
федерального значения. Финансы поселений
призваны обеспечить реализацию полномочий
органов местного самоуправления поселений
по решению вопросов местного значения,
закрепляемых федеральным законодательством
и законодательством субъектов РФ за поселениями.
За счет финансовых ресурсов органов местного
самоуправления муниципальных районов
(городских округов) решаются вопросы
местного значения, отнесенные к ведению
муниципальных районов (городских округов),
а также реализуются полномочия местного
самоуправления, переданные органами
местного самоуправления поселений, и
государственные полномочия, делегированные
органами государственной власти РФ и
субъектов РФ.
Необходимость разделения государственных
и муниципальных финансов продиктована
обособленным положением органов местного
самоуправления в системе органов власти.
В своей деятельности органы местного
самоуправления обеспечивают реализацию
права граждан на самостоятельное и под
свою ответственность решение всех вопросов
местного значения, определенных федеральным
Статья 12 Конституции РФ гарантирует,
что местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно. Это
предусматривает, что органы местного
самоуправления приобретают право на
формирование собственных финансовых
ресурсов и самостоятельный выбор направлений
и форм использования денежных средств.
Запрет на произвольное отчуждение финансовых
ресурсов органов местного самоуправления
(ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи
органам местного самоуправления дополнительных
финансовых ресурсов в порядке обеспечения
делегируемых им государственных полномочий.
Самостоятельность местного самоуправления
подкрепляется организационным обособлением
органов местного самоуправления от органов
государственной власти. В соответствии
со ст. 12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Это предопределяет
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком
местного самоуправления является самостоятельное
формирование местных бюджетов.
Бюджет муниципального образования (местный
бюджет) — форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления
(ст. 14 БК РФ).
Местные бюджеты — центральное звено
местных финансов, в котором мобилизуется
основная часть финансовых ресурсов муниципальных
образований и за счет средств которого
финансируются основные потребности местного сообщества.
Средства местных бюджетов находятся
в собственности муниципального образования,
что закреплено ст. 49 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Формирование местных бюджетов осуществляется
посредством мобилизации налоговых доходов,
неналоговых доходов, безвозмездных перечислений,
других доходов местных бюджетов. [5]
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.
Финансы местного характера являются основной составляющей различного рода материальных ресурсов, которыми в той или иной степени обладает конкретное МО. Поэтому можно констатировать, что финансы местного характера являются своеобразным рычагом позволяющим осуществлять эффективное регулирование социально-экономического развития конкретного МО с весьма широкими возможностями по оказанию на него определённого воздействия. Необходимыми условиями эффективного развития муниципальной экономики являются весьма активное использование как регулирующей функции финансов, так и соответственно их контрольной функции.[6]
Настоятельная необходимость эффективного использования финансов местного характера обуславливает надлежащее осуществление различными МО, имеющей специальный характер, финансовой деятельности. В процессе означенной деятельности, осуществляется имеющее планомерный и планомерное и целенаправленный характер, формирование, распределение и надлежащее использование денежных фондов муниципального характера в целях реализации необходимых задач по социально-экономическому развитию, а также выполнения муниципальными органами своих непосредственных функций, к которым в том числе, относится надлежащее обеспечение тех услуг общественного характера, которые не являются определённым предметом частного предпринимательства. Основной целью данной деятельности, которую должным образом осуществляют соответствующие муниципальные органы является активное создание надлежащих условий, по максимально возможному в конкретных условиях обеспечению исключительно достойной жизни и соответственно свободного развития каждого гражданина, проживающего на территории конкретного МО.
Различного рода отношения финансового характера, которые составляют непосредственное содержание государственной деятельности финансового характера во всех случаях выражаются исключительно в правовой форме, также как и формирование соответствующих фондов денежных средств, а также их надлежащее распределение.[7]
Таким образом, можно сделать
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА.
2.1 АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
Рассмотрим состав , структуру и динамику доходов муниципального бюджета на примере Туймазинского района Республики Башкортостан.
Таблица 2.1 Структура доходов бюджета Туймазинского района с 1 января 2011 по 1 января 2012 г.
Д О Х О Д Ы ( тыс. руб.) |
на 1 янв. 2011 г. |
доля в % |
на 1 окт. 2011 г. |
доля в % |
на 1 янв. 2012 г. |
доля в % |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
404689 |
29,96 |
347660 |
29,19 |
482121,6 |
29,72 |
Налоги на прибыль, доходы |
222912 |
16,50 |
218418 |
18,34 |
305957,9 |
18,85 |
Налоги на совокупный доход |
51418 |
3,81 |
41966 |
3,52 |
56619,1 |
3,49 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
636 |
0,05 |
1704 |
0,14 |
2357,6 |
0,14 |
Государственная пошлина, сборы |
36598 |
2,71 |
28096 |
2,36 |
37265 |
2,29 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и иным обязательным платежам |
15 |
0,01 |
-26 |
-0,01 |
-25,6 |
-0,02 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
40547 |
3,01 |
31042 |
2,61 |
46049,2 |
2,83 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
2630 |
0,19 |
2598 |
0,22 |
3320 |
0,20 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1019 |
0,07 |
857 |
0,07 |
1723,6 |
0,11 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
38090 |
2,82 |
9355 |
0,79 |
12444,4 |
0,77 |
Административные платежи и сборы |
0 |
0 |
0 | |||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
9438 |
0,69 |
8027 |
0,67 |
10452,1 |
0,64 |
Прочие неналоговые доходы |
3755 |
0,27 |
5619 |
0,47 |
5958,2 |
0,37 |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
0 |
0 |
0 | |||
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
-2369 |
-0,18 |
0 |
0 | ||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
945884 |
70,04 |
843012 |
70,80 |
1140328 |
70,28 |
ИТОГО доходов |
1350573 |
100 |
1190668 |
100 |
1622450 |
100 |
Информация о работе Формирование и использование муниципальных финансов в РФ