Формирование и использование муниципальных финансов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель, которая стояла при выполнении работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и использования муниципальных финансов, вскрыть основные проблемы муниципальных финансов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
• рассмотреть муниципальные финансы и их формирования;
• особенности формирования доходов местных бюджетов;
• анализ фактического исполнения местных бюджетов (доходная часть);
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях.
• на практике рассмотреть местный бюджет Туймазинского района;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Понятие муниципальных финансов 5
1.2 Особенности формирования муниципальных финансов 8
1.3 Использование муниципальных финансов 11
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА. 14
2.1 Анализ состава, структуры и динамики доходов муниципального бюджета 14
2.2 Анализ состава, структуры и динамики расходов муниципального бюджета 19
2.3 Роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 22
3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансам.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

5

1.1

Понятие муниципальных  финансов

5

1.2

Особенности формирования муниципальных финансов

8

1.3

Использование муниципальных  финансов

11

2.

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА.

14

2.1

Анализ состава, структуры  и динамики доходов муниципального бюджета

14

2.2

Анализ состава, структуры  и динамики расходов муниципального бюджета

19

2.3

Роль муниципальных  финансов в финансовой системе страны

22

3.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

33

     
     
     
     

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.  
Актуальность темы исследования курсовой работы заключается в необходимости решения проблем формирования и использования муниципальных финансов , через муниципальную составляющую закона "О местном самоуправлении", дать обоснования доходам местного бюджета. Объектом исследования является местный бюджет Туймазинского района. Предметом исследования является анализ эффективного формирования и использования местного бюджета. 
Цель, которая стояла при выполнении работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и использования  муниципальных финансов, вскрыть основные проблемы муниципальных финансов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи: 
• рассмотреть муниципальные финансы и их формирования; 
• особенности формирования доходов местных бюджетов; 
• анализ фактического исполнения местных бюджетов (доходная часть); 
• проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях. 
• на практике рассмотреть местный бюджет Туймазинского района; 
Анализ специальной литературы, проведенный в процессе подготовки курсовой работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения муни-ципальных финансов вот уже несколько лет находится в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов в сфере местного самоуправления. 
Муниципальные финансы осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждения.  
Изучая проблемы формирования и эффективного использования муниципальных финансов , выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством.  
Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов. 
Принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. 
Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации. 
При подготовке данной курсовой работы была использована как методическая, так и специальная экономическая литература, нормативные и законодательные акты.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.

 

1.1 ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ.

 

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. 
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами. 
Муниципальные финансы включают: 
- средства местного бюджета; 
- муниципальные внебюджетные фонды; 
- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; 
- другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальный бюджет-это  бюджет  соответствующего  муниципального  образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны. 
К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетным кодексом РФ. 
Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды и иные финансовые ресурсы (в соответствии с действующими федеральными и областными законами). Местные органы власти в соответствии с имеющимися у них полномочиями и в пределах, установленных федеральным законодательством, могли вводить свои налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых поступлений, создавать свои банки, страховые, инвестиционные компании и т. п. 
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации -форма  осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. 
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Основными задачами органов местного самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130). При этом Конституция одновременно провозглашает самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и гарантии государства по отношению к местному самоуправлению.[3] 
Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определен объем компетенции и перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований. Этот перечень может быть дополнен законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (п. 2 ст. 6). 
Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. 
Понятие "местные финансы" идентично понятию "финансовые ресурсы местного самоуправления". В значительной мере их основу составляют средства муниципального бюджета. 
Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в качестве одного из ее центральных звеньев. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью. 
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства 
В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. 
Так в Бюджетном кодексе Российской Федерации установлено, что "доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов". 
В качестве собственных доходов местных бюджетов Федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления определяет "местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты" 
Федеральным законом предусмотрено, что "формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной поддержки и гласности". 
Принципы финансовой самостоятельности органов муниципальной власти провозглашены в ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении. 
Органы местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. 
Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией полномочиям. 
По меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.[2]

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ.

Основная задача организации  муниципальных финансов — обеспечение  органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Согласно ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны их полномочиям. Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в Российской Федерации реформы местного самоуправления. 
Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, реализующим правомочия муниципального собственника, — один из содержательных признаков муниципальных финансов. Мировая практика административно-территориального устройства богата примерами, когда далеко не в каждом местном сообществе1 создаются представительные органы местного самоуправления. Опыт муниципального строительства в Российской Федерации свидетельствует: на территориях административно-территориальных единиц местного уровня (в частности, отдельных районов) функционируют территориальные органы государственной власти, которые не признаются субъектами бюджетных правоотношений и соответственно не обладают бюджетными полномочиями и не формируют собственные бюджетные ресурсы. Реализация возложенных на них функций осуществляется за счет государственных финансовых ресурсов субъектов РФ. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления по смете доходов и расходов обеспечивается деятельность органов управления отдельными населенными пунктами, не являющимися муниципальными образованиями и входящими в состав муниципального образования. Таким образом, организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. 
Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии подходов к определению территориальной организации местного самоуправления, когда правами местного самоуправления наделяются различные территориальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты, общины и т. п.; районы, округа, кантоны и др.). В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступает в действие с 1 января 2005 г., муниципальными образованиями признаются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При этом перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление, и видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению только в рамках федерального законодательства. 
Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ. 
Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. 
Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий. 
Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти. 
Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. 
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). 
Местные бюджеты — центральное звено местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества. 
Средства местных бюджетов находятся в собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 
Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов местных бюджетов. [5]

1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ.

Финансы местного характера  являются основной составляющей различного рода материальных ресурсов, которыми в той или иной степени обладает конкретное МО. Поэтому можно констатировать, что финансы местного характера являются своеобразным рычагом позволяющим осуществлять эффективное регулирование социально-экономического развития конкретного МО с весьма широкими возможностями по оказанию на него определённого воздействия. Необходимыми условиями эффективного развития муниципальной экономики являются весьма активное использование как регулирующей функции финансов, так и соответственно их контрольной функции.[6]

Настоятельная необходимость  эффективного использования финансов местного характера обуславливает  надлежащее осуществление различными МО, имеющей специальный характер, финансовой деятельности. В процессе означенной деятельности, осуществляется имеющее планомерный и планомерное и целенаправленный характер, формирование, распределение и надлежащее использование денежных фондов муниципального характера в целях реализации необходимых задач по социально-экономическому развитию, а также выполнения муниципальными органами своих непосредственных функций, к которым в том числе, относится надлежащее обеспечение тех услуг общественного характера, которые не являются определённым предметом частного предпринимательства. Основной целью данной деятельности, которую должным образом осуществляют соответствующие муниципальные органы является активное создание надлежащих условий, по максимально возможному в конкретных условиях обеспечению исключительно достойной жизни и соответственно свободного развития каждого гражданина, проживающего на территории конкретного МО.

Различного рода отношения  финансового характера, которые  составляют непосредственное содержание государственной деятельности финансового  характера во всех случаях выражаются исключительно в правовой форме, также как и формирование соответствующих фондов денежных средств, а также их надлежащее распределение.[7]

Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальные финансы это- совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Они являются звеном финансовой системы без которых государство не сможет выполнять все свои функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ ТУЙМАЗИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2010-2012 ГОДА.

2.1 АНАЛИЗ СОСТАВА,  СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ДОХОДОВ  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.

Рассмотрим состав , структуру и динамику доходов муниципального бюджета на примере Туймазинского района Республики Башкортостан.

Таблица 2.1 Структура доходов бюджета Туймазинского района с 1 января 2011 по 1 января 2012 г.

 Д О Х О Д Ы ( тыс.  руб.)

на 1 янв. 2011 г.

доля в %

на 1 окт. 2011 г.

доля в %

на 1 янв. 2012 г.

доля в %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

404689

29,96

347660

29,19

482121,6

29,72

Налоги на прибыль, доходы

222912

16,50

218418

18,34

305957,9

18,85

Налоги на совокупный доход

51418

3,81

41966

3,52

56619,1

3,49

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

636

0,05

1704

0,14

2357,6

0,14

Государственная пошлина, сборы

36598

2,71

28096

2,36

37265

2,29

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам и  иным обязательным платежам

15

0,01

-26

-0,01

-25,6

-0,02

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

40547

3,01

31042

2,61

46049,2

2,83

Платежи при пользовании природными ресурсами

2630

0,19

2598

0,22

3320

0,20

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

1019

0,07

857

0,07

1723,6

0,11

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

38090

2,82

9355

0,79

12444,4

0,77

Административные платежи и  сборы

 

0

 

0

 

0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

9438

0,69

8027

0,67

10452,1

0,64

Прочие неналоговые доходы

3755

0,27

5619

0,47

5958,2

0,37

Доходы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации от  возврата остатков субсидий  и субвенций  прошлых лет

 

0

 

0

 

0

Возврат  остатков  субсидий и субвенций прошлых  лет

-2369

-0,18

 

0

 

0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

945884

70,04

843012

70,80

1140328

70,28

ИТОГО доходов

1350573

100

1190668

100

1622450

100

Информация о работе Формирование и использование муниципальных финансов в РФ