Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 01:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение расчетно-кассовых операций банка. Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- расчетно-кассового обслуживания клиентов;
- безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;
- расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней;
- межбанковских расчетов;
- международных расчетов по экспортно-импортным операциям;
-обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт.
Введение 3
1 Формы безналичных расчетов 4
2 Рассчетно-кассовое обслуживание 14
3 Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней 25
4 Межбанковские расчеты "ОАО СКБ-банк " 32
5 Международные расчеты по экспортно-импортным операциям 39
6 Расчетные операции с использованием различных видов платежных карт 45
Заключение 47
Список использованных источников
В коммерческом банке расчётно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят:
- операционные отделы, непосредственно
обслуживающие клиентов, то есть
проводящие операции списания
и зачисления по счетам
- службы, занимающиеся непосредственно
отправкой и приемом платежей
и выписок по
- кассовый узел, осуществляющие
все операции с приемом и
выдачей наличных денежных
В небольших банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы, или же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т.д.).
Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в оперативном, точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами и документооборотом конкретного банка.
Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
- организации работы по
обслуживанию счетов клиентов
различных правовых категорий
с обеспечением должного
- организации безналичных
расчетов и налично-денежного
обращения по расчетным, текущим,
по счетам предприятий и
- оказании консультативной
помощи клиентам и их
Расчетно-кассовые операции являются основными, базовыми операциями для современных коммерческих банков.
В рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов, кредитные организации предлагают широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручениям клиента с использованием новейших технических и технологических приемов и средств.
С целью сохранения конкурентных позиций на денежных рынках банки стремятся предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия платежных операций, конвертации валют и широкие возможности платежных систем банка в рамках глобальной расчетной системы и собственных клиринговых центров и корреспондентских сетей.
Отличительной особенностью современных операционных подразделений банков является не только организация расчетно-кассового обслуживания и осуществление расчетов, но и профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам банковской деятельности, связанной с расчетами и платежными операциями.
В современной банковской практике применяются различные виды расчетно-платежных операций. Предложение банком той или иной банковской услуги определяется рядом факторов: потребностью клиентов банка в данных форме и виде платежа, направлении расчетов; срочности; продолжительности договорных обязательств в рамках которых осуществляются платежи; требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности.
Актуальность изучения особенностей и проблем расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов определена следующими положениями.
Во-первых, специфика банковской деятельности заключается в ограниченной роли собственного капитала (как правило 10-20% в пассивах банков) в формировании банковских ресурсов. Значительный сегмент свободных ресурсов, то есть таких ресурсов, которые можно разместить с целью получения максимальной прибыли, составляют привлеченные средства. В свою очередь, в формировании привлеченных средств большое значение, помимо депозитных операций, играют операции по счетам клиентов, обслуживающихся в данном банке и, особенно, корпоративных клиентов, как имеющих наибольшие обороты по своим счетам и использующих широкий спектр расчетно-платежных операций.
Во-вторых, российские банки с целью укрепления платежной системы нашей страны и международных стандартов обслуживания своих клиентов, должны в рамках правового поля реализовывать такие схемы осуществления расчетов и предлагать такие банковские расчетно-платежные услуги, чтобы через банковскую систему проходило максимальное количество платежей и расчетов. Это позволило бы не только сделать прозрачной российскую экономику, но и стабилизировать платежную систему и поднять уровень доверия к банкам.
Таким образом, очевидна необходимость всестороннего изучения и применения на практике современных банковских продуктов и услуг в области расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, как способствующих развитию и укреплению российской платежной системы, с одной стороны, и формированию банковских ресурсов и укреплению конкурентных позиций банка на финансовых рынках - с другой.
Закон «О банках и банковской деятельности» определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся :
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;