Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 13:13, курсовая работа
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона.
Цель данной работы - рассмотреть формы и виды и органы финансового контроля и их полномочия, а также подробно разобраться в основных методах финансового контроля.
Глава 1. Организация системы финансового контроля
1.1. Сущность, роль и значение финансового контроля в политике государства
1.2. Формы и виды финансового контроля
1.3. Органы финансового контроля и их полномочия
Глава 2. Особенности организации контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций
2.1. Функции и полномочия Банка России в организации финансового контроля
2.2. Анализ надзорной деятельности Банка России в 2010-2011г.
2.3. Направления развития, надзора и контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список литературы
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. № 1014 (4 с.11)Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом надзоре РФ» № 2355-1(5 с.32 ) была организована Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).
В 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководств коммерческого банка; применение более жестких нормативов, запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как кpaйняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Важной формой финансового контроля
в России и за рубежом является парламентский
контроль. В соответствии с Бюджетным
кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
В обеих палатах Федерального Собрания
имеются специальные комитеты, отвечающие
за рассмотрение вопросов, связанных с
государственными финансами. К их функциям
относится проверка доходов и расходов,
предусмотренных законопроектом о бюджете
на очередной год, подготовка заключения
на проект бюджета, контроль за рациональным
использованием государственных средств.
Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами:
- получать от органов
- получать от государственных
финансовых органов
- выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет.
Глава 2. Особенности организации контроля Банка России за деятельностью кредитных организаций
2.1. Функции и полномочия Банка России в организации финансового контроля
Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» (6 с. 4)
определено, что Банк России является
органом банковского регулирования и
банковского надзора. Банк России осуществляет
постоянный надзор за соблюдением кредитными
организациями и банковскими группами
банковского законодательства, нормативных
актов Банка России, установленных ими
обязательных нормативов.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В российском законодательстве эти формы банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.
Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в КО.
Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий коммерческих банков законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Объекты банковского надзора - это та часть банковской системы и банковской деятельности, которая в соответствии с требованиями законов и в установленном ими порядке должна контролироваться Банком России.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:
1) предельный размер
2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
4) нормативы ликвидности
5) нормативы достаточности
6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования
10) максимальный размер кредитов,
банковских гарантий и
Банк России, ЦБ РФ, главный банк РФ, осуществляющий основные функции в сфере регулирования кредитно-денежных, валютных, финансовых отношений в стране. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, (1 с.89) Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,(6 с. 4) Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ, независим в своей деятельности в пределах установленных федеральными законами полномочий. В соответствии с Конституцией страны денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Основная функция ЦБ РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля. Данную функцию ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Нормативные акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам. ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, другие предприятия, учреждения и организации.
2.2. Анализ надзорной деятельности Банка России в 2010-2011г.
Являясь органом банковского регулирования и надзора, Банк России осуществляет постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России. При выявлении недостатков и нарушений в деятельности кредитных организаций Банк России в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными документами Банка России, исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин, а также общего финансового состояния кредитной организации, рассматривает вопрос о применении мер надзорного реагирования и определяет их состав.
В 2010 году российская экономика постепенно выходила на траекторию роста и активного преодоления последствий глобального кризиса. Это позитивно отразилось и на деятельности банков. Активизировалось кредитование экономики, стабилизировалось, а с третьего квартала стало постепенно улучшаться качество кредитного портфеля.
Полностью нормализовалась ситуация с текущей ликвидностью банков, что с учетом общего оживления экономики позволило постепенно сворачивать антикризисные меры. В условиях возврата к докризисному режиму регулирования кредитные организации наращивали ресурсную базу, в первую очередь за счет сбережений населения, уровень доверия которого банковскому сектору поддерживается в том числе эффективным функционированием системы страхования вкладов. При этом риски, присущие банковской деятельности, в том числе связанные и с последствиями кризиса, остаются пока значительными.
Достаточно высоким остается уровень «плохих» долгов в банковских портфелях. Актуальной остается проблема непрофильных активов, вопросы совершенствования банковского регулирования и развития риска ориентированного банковского надзора.
С позиций содержательных подходов и оценки состояния кредитных организаций повышенное внимание в рамках надзорной работы Банка России в 2010 году уделялось вопросам качества активов, концентрации рисков, в том числе на бизнес собственников, рискам формирования ресурсной базы кредитных организаций дорогими пассивами, прежде всего вкладами населения.
Информация о работе Формы, виды и деятельность финансового контроля