Функции финансов как проявление их сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы– показать сущность финансов в финансовой системе страны.
Исходя из цели исследования а задачи работы входит:
определить понятие финансов и типы их обращения;
выяснить сущность, функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны;
описать принципы организации финансов.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и необходимость финансов
1.1 Предпосылки возникновения финансов
1.1 Необходимость финансов
1.3 Особенности финансов

Глава 2. Функции финансов как проявление их сущности
2.1 Распределительная функция
2.2 Контрольная функция
2.3 Функции и значение финансовых ресурсов в финансовой системе страны

Глава 3. Пути повышения действенности финансового контроля органами специализированного финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции финансов как проявление их сущности. курсовая.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

•  разнообразные налоги, платежи, сборы, изымаемые из доходов  предприятий и предпринимателей и поступающие в Государственные и местные бюджеты, внебюджетные фонды,    -

•  налоги, получаемые от населения, а также платежи, сделанные  ими за пользование землей, объектами  государственной собственности, а  также в виде неизбежных штрафов  за разные провинности;

•  денежные средства от банков (государство получает кредиты, которые оно возвращает, да еще и с процентами).

Наряду с денежными  потоками, связывающими государство  с предприятиями, населением, банками, существует внутренний поток. Это переток денежных средств внутри государственного источника в другой. Например, государственные средства, которые были ранее выделены на военные нужды, в процессе конверсии, т.е. перехода к производству мирной продукции, могут быть переданы для использования, скажем, на нужды здравоохранения.

 Все вышеназванные  денежные потоки для наглядности можно представить в виде схемы (рис. 6).

 

Рис. 1. Общая схема денежных потоков  в экономике

 

где  ГП — денежный поток между государством и предприятиями;

ПГ — между предприятиями  и государством;

ГН — между государством и населением,

НГ — между населением и государством (налоги, платежи  н т.д.),

ПН— между предприятиями  и населением;

НП— населением и предприятиями;

БГ, ГБ — между банками  и государством, и наоборот;

БП, ПБ— между банками  и предприятиями, и наоборот;

БН, НБ— между банками и населением, и наоборот, ВБ, БВ — между внешней средой и банками, и наоборот;

ГВ, ВГ — между государством и другими странами, и наоборот,

ПП— между предприятиями,

НН— внутри населения;

ПВ, ВП— между  предприятиями  с  зарубежными  партнерами, и  наоборот,

ББ — внутри банков;

ГГ — внутри государства

Конечно, представленная схема несколько  упрощенно отражает движение денежных средств. В жизни это происходит сложнее, практически все движение денежных средств происходит через многочисленные коммерческие банки.

Финансовые отношения  – это прежде всего распределительные  отношения. Изменение форм и методов распределения общественного продукта и национального дохода, финансовых отношений корпораций с государственным бюджетом и кредитной системой в процессе развития рыночных отношений, совершенствование хозяйственного механизма имеют цель повысить стимулирующую роль распределительных отношений и финансов в ускорении научно-технического прогресса, реализации намеченных программ развития, темпах роста производства и увеличении производительности общественного труда.

Особенность распределительной функции  финансов хозсубъектов состоит в  том, что в процессе индивидуального  кругооборота средств стоимость производимого продукта распределяется на основе установленных экономических нормативов (ставок налогов, норм амортизационных отчислении, процентов за кредит), что и определяет участие финансов в распределении и перераспределении стоимости в воспроизводственном процессе. Экономически обоснованное распределение денежных фондов и накоплений является главным условием реализации и воспроизводственной подфункции финансов. Распределение – связующее звено между производством и потреблением. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки от реализации продукции и использования ее на возмещение израсходованных средств производства и образования чистого дохода (прибыли). Одна часть дохода в порядке перераспределения поступает в централизованные фонды, а другая – остается в распоряжении хозяйства на оплату труда, социальные нужды, финансирование затрат по расширению и развитию производства.

Контрольная функция  финансов хозяйствующих субъектов  играет важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать без учета  и контроля. Финансы, наряду с другими  экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозсубъектов, но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями.

Внутри предприятия  контролируются количество и качество труда, образование и использование основных, оборотных и поощрительных фондов. Во взаимоотношениях между хозсубъектами контроль происходит при оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий: с финансовыми и кредитными органами контроль осуществляется с бюджетом и ссудами.

Финансы корпораций представляют собой экономические отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных доходов, накоплений и фондов при производстве и реализации продукции, работ и оказании услуг.

Таким образом, функции финансов корпораций реализуются на уровне микроэкономики, которые непосредственно связаны с формированием и использованием капитала и денежных фондов корпораций в условиях их экономического обособления и удовлетворения благ, что связано с получением денежных средств и осуществлением денежных затрат, которые реализуются в перечисленных в следующих денежных потоках:

•    регулирование  денежных потоков корпораций;

•    формирование финансовых ресурсов;

•    использование  финансовых ресурсов.

Российский ученый М.В.Романовский, в связи с этим, предлагает свою схему функций финансов корпораций, что соответствует современному состоянию регулирования денежных потоков корпораций, формированию и использованию финансовых ресурсов.

Итак, функция «регулирования денежных потоков корпораций» отражает специфику общественного назначения финансов корпораций, присущую только данной категории и связанную с процессом формирования и использования финансовых ресурсов, который опосредствован соответствующими денежными потоками.

В результате проведенных  реформ и начинающегося перехода к международным стандартам, в частности, Европейского Союза, финансовый сектор в своем развитии опережает нефинансовый сектор экономики, на макроэкономическом уровне финансовые услуги растут быстрее внутреннего валового продукта страны. Эти тенденции являются весьма примечательными.

Известно, что успешное развитие одной отрасли позитивно  отражается на других отраслях, тем  более рост финансового сектора, эффективное функционирование которого является существенным фактором эффективного функционирования всех без исключения отраслей экономики. Развитая ДФС позволяет повысить рентабельность предприятий. Например, что особенно актуально в настоящее время для Казахстана, расширение вексельного обращения способно сократить дебиторскую задолженность, составляющую довольно немалые суммы оборотных средств предприятий, повышает рентабельность национальных производителей. Кроме того, продвинутый финансовый сектор - это большое количество высококвалифицированных работников, получающих относительно высокие доходы. Это влечет за собой рост совокупного спроса на товары (например, жилье и др.) и услуги (например, образование, спорт, отдых и др.), получение мультипликативного эффекта во всей экономике, а значит, стимулирует экономический рост.

Структурные дисбалансы казахстанской экономики, заключающиеся  в преобладании непроизводственного  и добывающего секторов, остаются основным фактором макроэкономического  риска, который усугубляется зависимостью казахстанской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Сохраняющийся низкий уровень инвестиционной активности, прогнозируемое глобальное замедление мировой экономики, а также сокращение внешнего спроса могут в обозримой перспективе привести к снижению общего экономического роста и усилению имеющихся диспропорций в экономике Казахстана. В этих условиях требуется усиление акцентов государственной политики в направлении стимулирования развития обрабатывающей промышленности.

 В 2011 г. практически сохранилась динамика развития экономики Казахстана, достигнутая в предыдущем году. Рост ВВП в январе-сентябре 2011 г. составил 7% против 7,5% в соответствующем периоде 2010 г., при этом снижение темпов роста промышленного производства частично компенсировалось положительной динамикой развития сельского хозяйства и сектора.

Рисунок 6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад отраслей в рост ВВП*

Источник: АРКС, расчеты НБРК

 

Рост отраслей сферы услуг

 

9 мес. 2009

9 мес. 2010

9 мес. 2011

Операции с недвижимым 
имуществом

1,8

2,9

0,9

Финансовая и страховая 
деятельность

-6,1

-8,3

-4,6

Информация и связь

6,3

10,2

18

Транспорт

-10,7

7,2

6,5

Торговля

-2,3

12,9

14,8


Как и в 2010 г., основной вклад в экономический рост вносит сфера услуг. По итогам 9 месяцев 2011 г. рост производства услуг обеспечивался  предоставлением услуг в области информации и связи (18%) в результате развития современных средств коммуникаций, торговли (14,8%) из-за реализации отложенного потребительского спроса, а также транспорта (6,5%), рост которого в значительной мере стимулировался за счет средств государства, выделенных для реализации инфраструктурных проектов. В то же время финансовая и страховая деятельность (-4,6%) и операции с недвижимым имуществом (0,9%) до сих пор находятся в состоянии рецессии или стагнации. Начиная с 4-го квартала 2010 г. наблюдается существенное снижение темпов роста промышленного производства. Так, реальный рост горнодобывающей промышленности снизился более чем в 2 раза в сравнении с показателями 2010 г. преимущественно за счет снижения добычи сырой нефти и металлических руд.

Рисунок 7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад отраслей промышленности в рост ВВП*

Источник: АРКС, расчеты НБРК

 

В обрабатывающей промышленности, которая является более уязвимой с точки зрения конкуренции в  сравнении с добывающей промышленностью, наблюдалось еще большее снижение темпов роста – почти в 3 раза – главным образом за счет замедления роста в машиностроении и в производстве продуктов питания.

Рисунок 8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад компонентов  совокупного спроса в рост ВВП*

Несмотря на опережающий  рост объемов производства услуг, их доля в структуре ВВП за 9 месяцев 2011 г. снизилась до 49,3% (за 9 месяцев 2010 г. – 54,1%), тогда как производство товаров составило 45,1% (43,1%) от объема номинального ВВП. Такая разнонаправленная динамика объясняется ценовым фактором – цены на товары, главным образом в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, растут более высокими темпами по сравнению со стоимостью услуг.

С точки зрения расходов, ключевым источником роста экономики, как и в 2010 г., являются расходы  домашних хозяйств (вклад в рост ВВП составил 5%). Наблюдается некоторое увеличение вклада чистого экспорта и расходов органов государственного управления. В то же время роль накопления основного капитала в росте экономики практически свелась к минимуму.

Высокие цены на сырьевые статьи казахстанского экспорта снизили негативное влияние других внешних шоков в период кризиса и способствовали восстановлению темпов роста экономики. Проводимая курсовая политика также способствует поддержанию конкурентоспособности экономики. Однако в случае ухудшения внешних факторов существенные отклонения реального обменного курса от равновесного уровня могут подорвать рост экономики в долгосрочном периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения действенности финансового  контроля органами специализированного финансового контроля

 

Специализированный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми  органами государства. Они специально созданы для осуществления финансового  контроля и обладают в силу этого  особыми контрольными полномочиями.

Одним из таких органов является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет) является государственным органом по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Основными функциями  и задачами Счетного комитета являются:

1) контроль за исполнением  законов Республики Казахстан  и иных нормативных правовых  актов по исполнению республиканского бюджета;

2) выполнение поручений  Главы государства по вопросам, связанным и исполнением республиканского  бюджета;

Информация о работе Функции финансов как проявление их сущности