Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:05, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, влияющих на объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотрение экономической сущности и значения налогов, а также их классификации;
- определение порядка зачисления налогов в бюджет РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- рассмотрение состава и структуры налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- проведение анализа налоговых доходов федерального бюджета за 2006 – 2008 г. и прогноза налоговых доходов бюджета в 2009-2012 годах;
- рассмотрение основных направлений налоговой политики в кризисных условиях.
Введение 3
Глава 1. Налог как экономическая категория и источник формирования
доходов бюджета 5
1.1. Сущность налогов и их роль в бюджетной системе 5
1.2.Налоговая система Российской Федерации и классификация
налогов 9
1.3. Формирование налоговых доходов бюджетной системы
Российской федерации 12
Глава 2. Анализ состава и динамики налоговых доходов
федерального бюджета и их прогноз на 2009-2012 гг. 17
2.1. Состав основных налоговых доходов федерального
бюджета 17
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета
за 2006-2008 год 23
2.3. Направления налоговой политики в услових кризиса и
прогноз налоговых доходов на 2009-2012 гг. 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения
а)
индексация ставок акцизов: на табачные
изделия: индексация специфических ставок
на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной
ставки до 7%; на нефтепродукты - на 10% к
уровню 2009 года;
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню
2009 года или на 20% к ранее утвержденным
ставкам на 2010 год; на пиво - в 3 раза к уровню
2009 года или на 190% к ранее утвержденным
ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);
г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Таблица 1
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||||
млрд. руб. |
% к ВВП | млрд. руб. |
% к ВВП | млрд. руб. |
% к ВВП | млрд. руб. |
% к ВВП | |
Всего доходов | 6561,3 | 17,1 | 6636,2 | 15,7 | 7346,9 | 15,7 | 8097,4 | 15,5 |
В том числе: | ||||||||
Нефтегазовые доходы | 2545,8 | 6,6 | 2955,0 | 7,0 | 3245,2 | 6,9 | 3520,8 | 6,7 |
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) | 882,8 | 2,3 | 982,9 | 2,3 | 1088,0 | 2,3 | 1187,1 | 2,3 |
Таможенные пошлины | 1663,0 | 4,3 | 1972,1 | 4,7 | 2157,2 | 4,6 | 2333,7 | 4,4 |
Ненефтегазовые доходы | 4015,5 | 10,4 | 3681,2 | 8,7 | 4101,7 | 8,8 | 4576,6 | 8,8 |
НДС | 1943,7 | 5,1 | 2148,4 | 5,0 | 2430,4 | 5,2 | 2792,0 | 5,4 |
Налог на прибыль организаций | 172,8 | 0,4 | 191,5 | 0,5 | 192,4 | 0,4 | 200,3 | 0,4 |
ЕСН | 495,4 | 1,3 | 41,3 | 0,1 | 0 | 0 | ||
Акцизы | 105,8 | 0,3 | 145,1 | 0,3 | 182,7 | 0,4 | 233,9 | 0,4 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 11,1 | 0,0 | 10,7 | 0,0 | 11,2 | 0,0 | 11,8 | 0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 506,6 | 1,3 | 546,3 | 1,3 | 620,7 | 1,3 | 700,5 | 1,3 |
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Сравнительный
анализ сопоставимых показателей свидетельствует,
что доходы федерального бюджета
в период 2010-2012 годов (Таблица 1) незначительно
вырастут по сравнению с уровнем 2009 года
и в течение трех лет будут находиться
на уровне 15,6-15,7% ВВП.
Заключение
Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, основными признаками которого являются обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, денежный характер и публичное предназначение. Основной функцией налогов выступает фискальная – обеспечение государства или муниципальных образований финансовыми средствами. Зачисление налогов в бюджеты всех уроней происходит в соответствии с нормативами, утвержденными Бюджетным кодексом РФ.
Основное место в доходах федерального бюджета занимают налоговые доходы. В данной работе охарактеризованы состав и структура основных бюджетообразующих налоговых доходов федерального бюджета, таких как: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, ЕСН.
Наиболее полное представление о роли и значимости налоговых доходов, в общем, и отдельных налогов в частности, для бюджета страны можно получить лишь, проведя сравнительный анализ структуры и динамики налоговых доходов бюджетной системы.
Анализ динамики налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006-2008 гг., проведенный в работе, показал, что налоговые доходы занимают наиболее высокий удельный вес в общей сумме: 57,3 % - в 2006 г., 59,6 % - в 2006 г., 56,4 – в 2008 г.
Основная часть налоговых поступлений обеспечивается за счет налога на добавленную стоимость, налогов за пользование природными ресурсами, налога на прибыль, единого социального налога и акцизов.
В 2007 году доходы федерального бюджета увеличились на 1 502 231,4 млн. рублей или 23,9 % по сравнению с 2006 годом. Определяющее воздействие на рост налоговых поступлений оказали такие факторы как: повышение среднего уроня мировой цены на нефть, благоприятная внешнеэкономическая ситуация, совершенствование законодательства РФ о налогах и сборах, повышение эффективности налогового администрирования.
Мировой
экономический кризис 2008 года, сопровождающийся
сильным падением мировых цен на энергоносители
выявил неререшенные проблемы и поставил
перед Россией ряд задач. В период экономического
кризиса соблюдение баланса между интересами
государства и предпринимателей и выбор
оптимальной политики налоговых ставок
становится для правительства первоочередной
задачей.
На сегодняшний день государственная
политика в области расходов (на поддержку
экономики уже потрачен огромный объем
ресурсов) привела к ситуации, когда в
условиях кризиса среднесрочные задачи
налоговой политики в определенном смысле
идут вразрез с долгосрочными задачами.
Целями налоговой политики в долгосрочном
периоде в России последние годы было
прямое или косвенное снижение налоговой
нагрузки. Однако в кризис правительство
столкнулось с острой проблемой бюджетного
дефицита и вынуждено искать источники
его финансирования, в том числе рассматривая
варианты повышения налогов. Во избежание
такого расхождения между долгосрочными
целями и среднесрочной политикой нужна
коррекция долгосрочных целей налоговой
политики. Новой целью налоговой политики
должно стать не простое снижение налоговой
нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение
по секторам экономики для стимулирования
экономического роста и высокотехнологичных
производств. Одновременно с этим нужно
оптимизировать налогообложение сырьевого
сектора, а также производства и потребления
товаров, наносящих вред здоровью, таких
как табак и алкоголь.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости.
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С
начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и
сборам в бюджетную систему. Наиболее
значительно увеличилась
При
расчете объема доходов федерального
бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые
к принятию в 2009 году изменения и дополнения
в законодательство Российской Федерации,
вступающие в действие с 1 января 2010 года.
Сравнительный анализ сопоставимых показателей
свидетельствует, что доходы федерального
бюджета в период 2010-2012 годов незначительно
вырастут по сравнению с уровнем 2009 года
и в течение трех лет будут находиться
на уровне 15,6-15,7% ВВП.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 03.04.2008 N 36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год»
4. Федеральный закон от 03.12.2008 N 228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год»
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2006 год, представленному в форме проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» , 2007//Счетная палата Российской Федерации
6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2007 год, 2008//Счетная палата Российской Федерации
7. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004
8. Государственные и муниципальные финансы. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Ростов на Дону. «ЮНИТИ», 2004
10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. Норма, 2004.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб.– М.: МЦФЭР, 2006.
12. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.
13. С. Д. Шаталов: «Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет»// Российский налоговый курьер, 2009, №11
14. Официальный сайт Министерства финансов РФ// www.minfin.ru
15. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» //www.budgetrf.ru
16. Материалы информационно-правового портала «Гарант»// www.garant.ru
17.
Материалы компьютерной справочной правовой
системы КонсультантПлюс// /www.consultant.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Виды
налогов и сборов в РФ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Нормативы
зачисления налоговых доходов в
федеральный бюджет.
Налоговые доходы | Норматив
зачисления
в федеральный бюджет |
налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет | 100% |
налог
на прибыль организаций (в части
доходов иностранных |
100% |
налог
на прибыль организаций при |
20% |
налог на добавленную стоимость | 100% |
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья | 50% |
акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу | 100% |
акцизы на спиртосодержащую продукцию | 50% |
акцизы на табачную продукцию | 100% |
акцизы на автомобили легковые и мотоциклы | 100% |
акцизы
по подакцизным товарам и |
100% |
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100% |
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 95% |
налог
на добычу полезных ископаемых (за исключением
полезных ископаемых в виде углеводородного
сырья, природных алмазов и |
40% |
налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации | 100% |
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) | 100% |
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) | 95% |
Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета