Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:09, курсовая работа
Современные прогнозы и планы отличаются от прошлых, прежде всего, методологией обоснования. Повышение уровня обоснования прогнозов свидетельствует о накопленном и используемом человечеством опыте научного подхода к разработке образа будущего. Если же рассматривать конкретно экономику, то результаты прогнозирования и планирования в различных сферах деятельности зависят, прежде всего, от правильного понимания законов и тенденций экономических и финансовых отношений, хорошего знания и учета условий функционирования конкретного субъекта хозяйствования и, наконец, от обоснованного отражения указанных выше двух составляющих в экономических расчетах.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы построения финансовых прогнозов…………………5
1.1 Сущность и роль финансового прогноза………………………………5
1.2 Методы финансового прогноза………………………………………...8
1.3 Обзор базовых методов прогнозирования…………………………..10
1.4 Сферы применения и этапы финансового прогноза………………..12
2. Анализ основных видов финансового прогноза……………………………..17
2.1 Прогноз финансового бюджета………………………………………..17
2.2 Сводный баланс финансовых ресурсов……………………………….21
2.3 Прогноз развития экономики на перспективу 2013-2015 г…………23
3. Совершенствование системы финансового прогноза………………………..27
3.1 Проблемы прогноза государственных финансов в РФ………………27
3.2 Совершенствование системы финансового прогноза…………………29
Заключение………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………………35
Проанализировав прогнозируемые макроэкономические и социальные показатели на 2013-2015 г. можно сказать, что рост ВВП прогнозируется на уровне 3,7-4,5 процента, а инфляция 5-6%. Годовые темпы роста экономики оцениваются на уровне 2,7-3,3%. Снижение цены на нефть к 2013 году, в 2014-2015 гг. предполагается небольшой рост цены на нефть на 1-2% в год.
3. Совершенствование системы финансового прогноза
3.1 Проблемы прогноза
Как таковой системы финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне в РФ не существовало. Это объективно объясняется следующими факторами: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Эти и, возможно, многие другие факторы препятствовали созданию государственного института прогнозирования. Поэтому инициатива создания института прогнозирования должна была прийти извне, что в итоге и произошло. [14,137]
Инициатором создания института социального и экономического прогнозирования стала программа Европейского Союза - ТАСИС "Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития". Этот проект стартовал 8 апреля 1998 г. и был завершен в 12 августа 2000 г. Донорские услуги (грант) предоставило Европейское Экономическое Общество на общую сумму 1 135 265 USD.
В рамках этого проекта ТАСИС по "Долгосрочному научному прогнозу экономического и социального развития" Министерством финансов и Центром экономических и социальных реформ была сформирована Группа оценки и планирования политики (ОПП). Группа ОПП призвана заниматься долгосрочными вопросами экономики страны и разрабатывать предвидения, касающиеся развития экономики и общества. В соответствии с Техническим заданием, группа ОПП получила аналитические рамки для оказания содействия в построении сценариев и анализе экономической политике или, другими словами, систему, предназначенную для долгосрочного прогнозирования.
Система прогнозирования не может в полной мере учитывать все определяющие факторы, постулированные с помощью теорий. Необходимо принять во внимание проблемы, связанные с наличием данных. Работающая модель не может быть слишком сложной. Тем не менее, она должна охватывать важнейшие факторы и учесть следующие основные связи:
связи с тем, что РФ является малой открытой экономикой, следует принимать во внимание взаимодействия с глобальной экономикой и влияние международной конкурентоспособности;
в силу того, что РФ относится к развивающимся странам, капитал и ноу-хау становятся основным сдерживающим фактором для роста и повышения производительности;
будучи развивающейся страной, в случае роста экономики РФ столкнется с тем, что ее производственные функции, отраслевая структура и позиции значительно изменятся;
в любой экономике существуют сильные связи между производительностью, уровнем дохода и уровнем и структурой спроса, которые изменяются посредством фискальной и экономической политики. [14,146]
Таким образом, система ДЭСП должна охватывать как фактор стороны предложения, так и спроса. Особое внимание необходимо уделять моделированию инвестирования в бизнес и инфраструктуру (транспортные и коммуникационные и энергосети, учреждения образования и обучения). Основным фактором, определяющим возможности инвестирования, являются законные и регулятивные рамки экономики.
На микроэкономическом уровне основной проблемой может стать неточность прогнозов со всеми вытекающими последствиями, которые могут принять весьма угрожающие формы для предприятия, из-за траты времени и его на наверстывание упущенных моментов, в то время как предприятия-конкуренты прогрессируют на новом уровне. Необходимо учитывать, что здесь на точность прогнозов влияет человеческий фактор, так как в компетенцию финансовых менеджеров входит составление наиболее вероятных финансовых прогнозов и планов. Поэтому степень точности составления прогнозов зависит от квалифицированности финансового менеджера, выбора метода финансового прогнозирования и осуществления строгого финансового контроля. [25]
3.2 Совершенствование системы финансового прогноза
Пути решения проблем финансового прогнозирования и его совершенствование логически лежат в устранении проблем, т.е. прежде всего это следующие действия:
1) создание специальных
исследовательских центров по
прогнозам в РТ на уровне
государственных структур, и на
микроэкономическом уровне - создание
финансово-прогнозных или
2) подготовка высококвалифицирова
3) использование методологических основ финансового прогнозирования, основанные на научных разработках развитых стран и мирового опыта, а также практического опыта разработки прогнозов, планов, программ и их осуществление, т.е. внедрение современных методов компьютерного моделирования, использование современных эконометрических, статистико-математических методов;
4) усиление связи между академической средой, госструктурами и предприятиями, обмен информацией, опытом.
Некоторые сдвиги в этом направления уже начались. Причем инициаторами выступают западные специалисты, поэтому процесс внедрения социально-экономического прогнозирования идет довольно быстрыми темпами. Так, например, Система долгосрочного экономического и социального прогноза (ДЭСП), разработанная в рамках проекта TASIS, успешно применяется в экономической политике. [3,122]
Система прогнозирования должна:
- охватывать горизонт прогнозирования от 3 до 20 лет;
- рассматривать вопросы роста, занятости;
- экономической и социальной трансформации;
- иметь региональную разбивку по ВВП и занятости.
Также довольно успешно и оптимистично строится прогноз государственного бюджета - Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ). Цель СПБ - придать бюджетному процессу стратегическую направленность, сделать его более предсказуемым путем концентрации бюджетных ассигнований в приоритетные направления, определенные Национальной стратегией по сокращению бедности (НССБ).
Заключение
Успешное финансовое прогнозирование - залог успешного построения финансовой (и любой другой) системы. Это определило актуальность выбранной темы. В ходе изучения мы выяснили, чем успешнее и точнее построен прогноз, тем эффективнее будет последующий результат любой сферы деятельности.
В курсовой работе проанализированы теоретические основы финансового прогнозирования, сферы применения, виды финансовых прогнозов, проведен анализ прогноза экономического развития России на 2013-2015гг., предложены пути совершенствования системы финансового прогнозирования.
Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное, прежде всего на некоторых сведениях определенных данных. Финансовые прогнозы представляют собой сложный многоступенчатый и интегративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов.
Можно сказать, что все методы прогнозирования подразделяют на три большие группы: методы экспертных оценок, стохастические методы, детерминированные методы. Базовыми являются: методы моделирования и экономико-математические методы, метод экономического анализа, балансовый метод, нормативный метод.
Финансовое прогнозирование предполагает ряд последовательных этапов: определение назначения и целей прогноза, выбор продолжительности прогнозирования, выбор методов прогнозирования, сбор релевантных данных и прогнозирование, определение всех допущений, проверка прогноза на применимость.
Основными видами финансового прогноза являются - сводный финансовый баланс, прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет, т.е. прогнозирование финансового бюджета, а также кредитно-денежные прогнозы, прогнозирование спроса на деньги, прогнозирование валютного курса.
Проанализировав прогноз развития экономики на 2013-1015 гг. следует отметить что, согласно базовому прогнозу социально-экономического развития России в 2013-2015 гг., подготовленному Минэкономразвития РФ, рост ВВП в 2013 г. составит 3,7%, а к 2015 г. возрастет до 4,5%, инфляция же составит в 2013 г. - 5-6%, а к 2015 прогнозируется снижение до 4-5%.
Необходимо отметить, что финансовое прогнозирование имеет ряд проблем, методика финансовых прогнозов и прогнозирования в РФ нуждается в дальнейшей практической разработке.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ № 145 от 31.07.1998 г. (в ред. от 25.12.2012 N 268-ФЗ), - СПС "Консультантплюс"
2. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: Электронный учебник/ Петрозаводск: Петргу, 2009 - 128-147с.
3. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2009 - 118с.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. - Спб.: "Экономическая школа”, 2007 - 67 с.
5. Бланк И. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2009 - 46-48с.
6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие (второе издание). - М.: 2008 - 79 с.
7. Восовский Л.М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2009 - 168 с.
8. Грязнова А.Г., Е.В. Mapкина Финансы: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2008 - 122 с.
9. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник - М.: ЮРАЙТ, 2012 - 25 с.
10. Дробозина Л.А. Общая теория финансов: Учебник - М., 2007 - 124 с.
11. Ковалева А.М. Финансы - М.: Финансы и статистика, 2007-146 с.
12. Книга А.С., Чубур О.В. Финансовое планирование: Учебное пособие - Барнаул: Алтгту, 2009 - 140 - 150с.
13. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010 - 128 с.
14. Морозова Т.Г., Пикулькин
А.В. Прогнозирование и
15. Г.Б. Поляков Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред.Г.Б. Полякова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010 - 124 с.
16. Поляк Г.Б. Финансово-бюджетное планирование: Учебник - М.: Вузовский учебник, 2010 - 149с.
17. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 27 с.
18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник - М.: Перспектива, 2011 - 99 - 132с.
19. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. М., 2009 - 78с.
20. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. - М.: ПРИОР, 2007 - 96 с.
21. Журнал "Проблемы современной
экономики" № 4 (28)"Основные принципы
прогнозирования социально-экон
22. Журнал "Проблемы современной экономики" №4 (28)"Прогнозирование тенденций финансового рынка" Тупикин Г.В., 2010 - 110-132 с.
23. Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru [Интернет ресурс];
24. Журнал Проблемы современной экономики: www.meconomy.ru [Интернет ресурс];
25. "Консультант Плюс" www.consultant.ru/ [Интернет ресурс]
26. Официальный сайт министерства экономического развития РФ www.economy.gov.ru [Электронный ресурс]
Приложение
Приложение 1
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Доходы, всего |
13321,7 |
15675,2 |
21218,1 |
23018,2 |
24084,9 |
26543,4 |
29514,5 |
%% к ВВП |
34,3 |
34,7 |
38,9 |
38,0 |
36,6 |
36,2 |
36,2 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
8 305,4 |
11367,7 |
12677,0 |
12395,4 |
13642,2 |
15223,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 506,4 |
4 814,5 |
6 162,6 |
7 168,2 |
7 768,0 |
8 434,7 |
9 269,9 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 373,6 |
2 034,8 |
3 593,4 |
3 723,0 |
4 363,4 |
4 867,4 |
5 401,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 924,2 |
6 534,1 |
7 641,0 |
7 923,8 |
8 562,9 |
9 201,0 |
9 995,6 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 438,1 |
5 136,9 |
6 009,3 |
6 618,2 |
7 326,1 |
8 033,8 |
8 889,8 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
551,3 |
574,9 |
904,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
172,2 |
198,1 |
247,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы, всего |
16027,1 |
17570,5 |
20357,6 |
22802,0 |
24949,2 |
26865,8 |
29280,5 |
%% к ВВП |
41,3 |
38,9 |
37,3 |
37,6 |
37,9 |
36,6 |
35,9 |
в том числе: |
|||||||
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10117,5 |
10925,6 |
12745,1 |
13387,3 |
14101,9 |
15316,0 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 066,7 |
5 981,6 |
6 747,1 |
8 316,8 |
9 107,5 |
9 855,0 |
10975,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 555,0 |
4 779,5 |
5 730,1 |
6 876,2 |
7 517,2 |
8 214,6 |
8 917,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3 425,6 |
4 670,9 |
5 420,8 |
5 985,5 |
6 466,4 |
7 002,5 |
7 490,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 253,5 |
6 634,1 |
7 676,1 |
7 931,5 |
8 686,1 |
9 283,8 |
10021,4 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 984,2 |
6 343,8 |
7 306,3 |
7 628,0 |
8 343,5 |
8 815,2 |
9 406,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
550,6 |
574,2 |
883,4 |
871,7 |
1 031,8 |
1 193,1 |
1 408,2 |
Дефицит (-) / профицит (+), всего |
-2 705,4 |
-1 895,3 |
860,5 |
216,2 |
-864,3 |
-322,4 |
234,0 |
%% к ВВП |
-7,0 |
-4,2 |
1,6 |
0,4 |
-1,3 |
-0,4 |
0,3 |