Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 03:01, курсовая работа
Целью написания курсовой роботы является изучение взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора.
В рамках данной целевой установки решаются следующие задачи:
1.организация банковского регулирования, надзора и контроля;
2.инспектирование кредитных организаций – цели, этапы, виды проверок;
3.меры воздействия на кредитные организации;
4.порядок регистрации кредитных организаций;
5.лицензирование банковской деятельности;
6.порядок установления и соблюдения экономических нормативов Банка России;
7.проблемы в области банковского регулирования и надзора и пути их устранения.
Введение
1. Организация банковского регулирования, надзора и контроля
1.1. Инспектирование кредитных организаций
1.2. Меры воздействия на кредитные организации
2. Анализ осуществления ЦБ РФ регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
2.1. Лицензирование и регистрация кредитных организаций
2.2. Установление и соблюдение экономических нормативов
3. Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования
Заключение
Список литературы
Приложение
Рост привлекаемых кредитных ресурсов, т.е. рост обязательств банка, предопределяет адекватный рост капитала банка, ибо он является гарантом защиты интересов индивидуальных вкладчиков и других кредиторов. Капитал должен быть достаточным, чтобы обеспечить эти интересы. Абсолютная сумма капитала сама по себе не может свидетельствовать о его достаточности, ибо это, прежде всего, связано с суммой его обязательств.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) определяется как отношение собственных средств банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам 2-4 группам риска. В расчет норматива включается величина кредитного риска по инструментам, отражаемым по внебалансовым счетам бухгалтерского учета, а также величина кредитного риска по срочным сделкам. Минимально допустимое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств банка:
В дополнение к нормативу Н-1 используется оценочный норматив мгновенной ликвидности (Н2). Он определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение Н2 - 20%. Норматив ориентирует на то, чтобы постоянно поддерживать минимальную готовность вернуть деньги, т. е. выполнить свои обязательства перед клиентом. Дело в том, что деньги клиентов, числящиеся на их расчетных и текущих счетах, а также внесенные во вклады или в виде депозитов как правило, использованы банком для активных операций.
Норматив текущей ликвидности (НЗ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение Н3 - 70%. Соблюдение норматива обеспечивает возможность выполнить свои обязательства, если деньги для этого потребуются в течение ближайшего периода, т.е. в сроки от одного-двух дней до одного месяца. В состав этих обязательств включаются не только обязательства, числящиеся на его балансе, но и гарантийные обязательства, выданные другим банком. Обязательства банки могут выдавать с таким расчетом, чтобы их сумма была в пределах суммы банковского капитала.
Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) показывает степень загрузки источников, за счет которых выданы кредиты и определяется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Максимально допустимое значение Н4 - 120%.
Норматив общей ликвидности (Н5) ориентирует банк на формирование своих активов так, чтобы доля ликвидных активов в общей сумме активов поддерживалась на должном уровне, а именно была не ниже 20%.
Норматив Н6 ранее предусматривал, что риск на одного заемщика не может, как правило, превышать определенный процент от собственных средств банка. Он не может превышать 25% капитала банка. Если этот лимит превышен, то риск считается крупным.
До 1995 г. максимальный размер крупного риска был равен размеру капитала банка. Начиная с 1995 г., крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков (норматив Н7) устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств банка. Он не может превышать 800%.
Банк России ведет реестр крупных кредитных рисков. Однако обратной информации для коммерческих банков он не дает, что является большим недостатком при контроле за риском. Каждая выдача крупного кредита должна быть экономически обоснована и осуществляться по решению правления или кредитного комитета банка.
Банк в своей деятельности по кредитованию заемщиков не должен ориентироваться на относительно небольшую группу предприятий и организаций, поскольку предоставление ссуд в крупных суммах нескольким заемщикам включает в себя большой риск, который в случае невозврата ссуды не только снизит уровень ликвидности, но может повлечь за собой банкротство банка.
Аналогично нормативу Н6 рассчитывается норматив Н9, только в отношении тех акционеров, вклад которых в уставный капитал банка превышает 5% от его зарегистрированной величины (максимально допустимое значение - 20%), а также норматив Н9.1 в отношении совокупной величины крупных кредитных рисков по всем акционерам банка (максимально допустимое значение - 50%).
Выше рассмотрены крупные риски, когда банк выступает в качестве кредитоpa. Но банк также может являться заемщиком, когда кредитором выступают другие лица.
Изъятие их вкладов также может оказать существенное влияние на ликвидность коммерческого банка, поэтому Банк России регламентирует также максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (норматив Н8). Он устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка. Максимально допустимое значение Н8 - 25%.
В отношении инсайдеров банка рассчитывается норматив Н10 – максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Он определяется путем деления совокупной суммы требований банка в отношении инсайдера, взвешенной с учетом риска, на капитал банка. Совокупная величина кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу, не может превышать 3% собственных средств банка.
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан (норматив Н11) определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение Н11 - 100%, т. е. Объем привлеченных средств не должен превышать капитал банка. Важное значение, которое придается данному нормативу, объясняется кризисом банковской системы в 98 году, в результате которого население потеряло не только свои сбережения, но и доверие к банкам.
Аналогично находится норматив Н11.1, который определяет максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами. Значение норматива не должно превышать 400%.
Норматив Н12 определяет использование капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Максимально допустимое значение Н12 - 25%. При этом банк вправе инвестировать на приобретение акций одного юридического лица не более 5% собственных средств.
Норматив Н13 характеризует степень риска собственных вексельных обязательств банка и рассчитывается как отношение суммы выпущенных банками векселей и банковских акцептов к капиталу. Максимально допустимое значение устанавливается в размере 100%.
Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами Н14 рассчитывается путем деления суммы высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме на сумму обязательств в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение Н14 - 10%.
Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка.
В
случае неоднократных нарушений
применяются санкции. Ко всем банкам,
допустившим неоднократные нарушения
экономических нормативов, Главными управлениями
ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения
отчислений в фонд обязательных резервов.
Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования
Как
и в любой сфере деятельности,
в сфере банковского
1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.
2.
Совещательный орган, на
3.
Федеральный закон «О
4. По своей природе банковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономических связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзоре.
Международный
банк, которому в соответствии с
данным соглашением разрешено
5.
Предметом банковского надзора,
Информация о работе Центральный Банк РФ как орган банковского регулирования и надзора