Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:27, контрольная работа
Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
1) взыскать
с кредитной организации штраф до 1 процента
от размера оплаченного уставного капитала,
но не более 1 процента от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать
от кредитной организации:
а) осуществления
мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том числе изменения
структуры активов;
б) замены руководителей
кредитной организации;
в) реорганизации
кредитной организации;
3) изменить
для кредитной организации обязательные
нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет
на осуществление кредитной организацией
отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией, на срок до одного
года, а также на открытие филиалов на
срок до одного года;5) назначить временную
администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать
лицензию на осуществление банковских
операций в порядке, предусмотренном федеральными
законами.
Функция финансового
агента правительства.
Являясь по
своему статусу финансовым агентом правительства,
ЦБ осуществляет операции по размещению
и погашению государственного долга, кассовому
исполнению бюджета, ведению текущих счетов
правительства, надзору за хранением,
выпуском и изъятием из обращения монет
и казначейских билетов, а также переводу
валютных средств при осуществлении расчетов
правительства с другими странами.
Важная роль
ЦБ в решении таких проблем, как предоставление
кредитов на покрытие государственных
расходов и дефицита государственного
бюджета, соответствует его функции кредитора
государства. Основная форма государственных
заимствований, используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного
бюджета - государственные займы.
Государственные
займы используются для покрытия бюджетных
дефицитов государства посредством аккумуляции
временно свободных денежных средств
физических и юридических лиц, предоставляются
на определенный срок на условиях выплаты
дохода и оформляются удостоверяющими
долговыми обязательствами в бумажной
или безбумажной форме.
Выполняя функцию
финансового агента правительства, ЦБ
осуществляет кассовое исполнение бюджета
- прием, хранение и выдачу государственных
бюджетных средств, ведение учета и отчетности.
В основу кассового исполнения бюджета
положен принцип единства кассы, т.е. все
мобилизованные государственные доходы
направляются на единый счет министерства
финансов в
ЦБ, с которого
черпаются средства для осуществления
государственных расходов, таким образом
ЦБ выступает кассиром правительства.
Единство кассы
предоставляет министерству финансов
возможность осуществлять постоянный
контроль за поступлением средств на его
счет и за движением кассовой наличности;
обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов
и расходов каждого из бюджетов (федерального,
местного), образующих в совокупности
бюджетную систему страны; позволяет проводить
операции по кассовому исполнению бюджета
на всей территории страны. Осуществление
кассового исполнения центральным
банком дает
возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствами и распорядителя
кредитами, которые выполняют финансовые
органы, от функции приема, выдачи, хранения
этих средств, которые входят в компетенцию
ЦБ. В результате создаются необходимые
условия для контроля за целевым использованием
бюджетных средств.
Отчетность
и аудит Банка России
Банк России
ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный
Советом директоров.
Годовой отчет
Банка России включает:
1) отчет о деятельности
Банка России, анализ состояния экономики
РФ, в том числе анализ денежного обращения
и кредита, банковской системы, валютного
положения и платежного баланса РФ, а также
перечень мероприятий по единой государственной
денежно-кредитной политике, проведенных
Банком России;
2) годовой баланс,
счет прибылей и убытков, распределение
прибыли;
3) порядок формирования
и направления использования резервов
и фондов Банка России;
4) аудиторское
заключение по годовому отчету Банка России.
(Решение об
аудите ЦБР и определение аудиторской
фирмы, имеющей лицензию на осуществление
банковского аудита Государственная Дума
принимает до завершения отчетного года.
В соответствии с заключенным с аудиторской
фирмой договором Банк России обязан представлять
отчетность и информацию, необходимые
для проведения аудиторской проверки.)
По итогам рассмотрения
годового отчета Банка России Государственная
Дума принимает решение.
Банк России
перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов
фактически полученной балансовой прибыли
по итогам года после утверждения годового
отчета Банка России Советом директоров.
Оставшаяся прибыль Банка России направляется
Советом директоров в резервы и фонды
различного назначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Банковское
дело" под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой
Л.П., М., "Финансы и статистика", 1997
2. В.П.Поляков,
Л.А.Московкина "Основы денежного обращения
и кредита" М., "ИНФРА - М", 1996
3. "Общая
теория денег и кредита" под ред. Жукова
Е.Ф., М., "Банки и биржа", 1995
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)