Эволюция финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……………...3.
1. Понятие финансовой системы……………………………………………………………….4.
2. Эволюция финансовой структуры………………………………………………………...5-6.
3. Современная структура финансовой системы……………………………………….….7-12.
4. Российская финансовая система с 90-х годов по наше время………………………..13-14.
5. Заключение………………………………………………………………………………..…15.
6. Библиографический список…………………………………………………………..…….16.

Вложенные файлы: 1 файл

финаннсы.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЗЖЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСЕТЕТ СЕРВИСА» 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: «Эволюция финансовой системы России» 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил:

Студент группы СПКо-201,

Ионова Е.А.

Руководитель:

Асс. Филатова В.А. 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....……………...3.

1. Понятие финансовой системы……………………………………………………………….4.

2. Эволюция финансовой  структуры………………………………………………………...5-6.

3. Современная  структура финансовой системы……………………………………….….7-12. 
4. Российская финансовая система с 90-х годов по наше время………………………..13-14.

5. Заключение………………………………………………………………………………..…15.

6. Библиографический  список…………………………………………………………..…….16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Финансовая  система занимает важное место в  макроэкономике, так как экономическая  жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. Финансовая система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

     Финансовая  система представляет собой сгруппированные  по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как  таковые присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев  финансовой системы.

     Целью контрольной работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

  1. Понятие финансовой системы
 

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных  отношений, отображающихся в не менее  разнообразных денежных потоках. При  единой сути этих отношений в них  выделяются отдельные элементы, которые  имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания  их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и для детализации  конкретных форм финансовых отношений.

     Выделение форм финансовых отношений характеризует  относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая  система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных  элементов, имеющих однородные признаки.

     Финансовая  система рассматривается как  система финансовых учреждений государства. В процессе эволюции социально-экономических  отношений или результате революционных  изменений и реформ общественно-экономическая  формация сталкивается с изменениями  финансовой системы, с их сужением или  расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач  государственным аппаратом, включая  повышение финансовой маневренности.

     Основу  финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или  денежными, финансовыми активами) следует  понимать определенные суммы денег  или других ценных бумаг, которые  имеют, во-первых, соответствующие и  четко определенные направления  формирования, во-вторых, такие же соответствующие  и четко очерченные направления  использования. Финансовая система  пронизывает всю национальную экономическую  систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных  предприятий и заканчивая государством.

     В странах рыночной экономики финансовая система включает такие составляющие: государственный бюджет, местные  финансы, специальные фонды, финансы  государственных корпораций (предприятий). Если исходить из позиций системного анализа, далее идет выявление качественных отличий отдельных составляющих, установление функциональной сложности  их действия, в конце концов, изучение конфигурации.  
 
 

     2.Эволюция  финансовой системы России 

   Финансовая  система Русского государства стала  складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.

   В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.

   Надо  отметить, что в эпоху бурного  развития капитализма в России (конец  XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.

   Первая  мировая война отрицательно сказалась  на финансовой системе России. Для  покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые  налоговые платежи.

   После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма»  финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Ее восстановление началось только с  началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы.

   В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.

   Полная  централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводило  страну к финансовому кризису, который  разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки»  или «рыночных преобразований».

   В соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»  был проведен эксперимент по распространению  новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась  к тому, что основными принципами деятельности предприятий признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Данные принципы означали ограничение  и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом предприятия использовали нормативный метод распределения  доходов. Устанавливались нормативы  платежей в бюджет, в фонд производственного  и социального развития, в фонд оплаты труда, в другие централизованные фонды и резервы.

   Нормативный метод распределения доходов  стал переходом от остаточного принципа формирования ресурсов предприятий  из бюджета к системе налогов. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с  предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза  и начала кардинальных экономических  преобразований с 1.01.1992 г. вступил в  силу новый Закон «Об основах  налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе.

   Финансовая  система государства начала складываться с момента его образования, и  в течение более тысячи лет  изменялась и преобразовывалась, в  зависимости от политического строя  России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система  страны начала преобразовываться в  соответствии с рыночными реформами  государства. 
 
 
 
 
 

     3. Современная структура финансовой  системы 

     Финансовая  система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие  различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что  финансы обслуживают многообразные  потребности общества, охватывают своим  воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

     а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

     б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности  развития государства в условиях перехода к рынку.

     Финансовую  систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств  и соответствующие им правовые институты:

     1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

     2) Государственные внебюджетные фонды  (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными  внебюджетными фондами Российской  Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

     3) Фонды страхования.

     4) Государственный кредит.

     5) Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

     6) Фондовый рынок.

     Основные  звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке 1. 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Основные звенья финансовой системы РФ

       

     Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К  общегосударственным финансам относятся  также государственные социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование.

     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических  процессов и распределительных  отношений на макро уровне. Общегосударственные  финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов  самоуправления, их формирование и  распределение имеют централизованный характер.

Информация о работе Эволюция финансовой системы России