Вопрос 1. Экономическая
сущность, роль и функции бюджета
Бюджет представляет собой
систему денежных отношений по поводу
распределения и перераспределения общественного
продукта с целью образования и расходования
централизованного фонда денежных средств,
используемого на выполнение общегосударственных
задач и утверждаемого законодательно
в форме финансового плана, состоящего
из доходной и расходной частей.
Роль государственного бюджета:
- Является инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной сферы,
выступая ускорителем, а иногда тормозом
социально-экономического развития общества
- Основная роль бюджета состоит
в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует
денежные накопления предприятий, организаций
и населения в централизованном государственном
фонде для финансирования народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепления
обороноспособности страны, на содержание
органов государственной власти и образования
резервов.
- С помощью государственного
бюджета государство осуществляет перераспределение
национального дохода и тем самым изменяет
структуру общественного производства,
влияет на социальные преобразования.
- Он является основным финансовым
планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием Российской Федерации как закон.
- Планируя бюджетные доходы
и расходы, устанавливается рациональное
соотношение между централизованными
и децентрализованными фондами денежных
средств, определяются размеры финансовых
ресурсов предприятий, а также степень
участия предприятий в формировании доходов
бюджетной системы.
Госбюджет выполняет следующие
функции:
- перераспределительную (перераспределение
ВВП);
- регулирующую (государственное
регулирование и стимулирование экономики);
- стимулирующую (финансовое
обеспечение бюджетной сферы и осуществление
социальной политики государства);
- контролирующую (контроль
за образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств).
2. Государственный
бюджет (понятие государственного бюджета,
принципы функционирования бюджетной
системы РФ
государственный
бюджет - это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления
Для эффективности функционирования
бюджетной системы в России должны соблюдаться следующие
принципы (ст. 28 БК РФ):
1) единства бюджетной системы
РФ. Данный принцип предполагает единство
бюджетного законодательства РФ, форм
бюджетной документации и отчетности,
единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов
и т. п.;
2) разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы РФ.
Принцип разграничения доходов
и расходов между бюджетами означает распределение
и закрепление определенных видов полномочий
за разными уровнями власти;
3) самостоятельности бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджета включает
в себя право органов власти самостоятельно
формировать и исполнять принятый бюджет;
4) равенства бюджетных прав
субъектов РФ, муниципальных образований.
Принцип равенства бюджетных
прав субъектов РФ, муниципальных образований
означает определение бюджетных полномочий
органов власти, определение объема, форм
и порядка предоставления межбюджетных
трансфертов в соответствии с едиными
принципами и требованиями;
5) полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Принцип полноты
отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов и иные обязательные поступления,
определенные налоговым и бюджетным законодательством
РФ, законами о государственных внебюджетных
фондах, подлежат отражению в бюджетах,
бюджетах государственных внебюджетных
фондов в обязательном порядке и в полном
объеме;
6) сбалансированности бюджета.
Принцип означает соответствие объема
предусмотренных бюджетом расходов суммарному
объему доходов
7) эффективности и экономности
использования бюджетных средств. Принцип
эффективности и экономности использования
бюджетных средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств;
8) общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов. Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита;
9) гласности. Принцип гласности
означает доступность информации о ходе
разработки, утверждения, исполнения бюджета;
10) достоверности бюджета. Принцип
достоверности бюджета означает надежность
показателей прогноза социально—экономического
развития соответствующей территории
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета;
11) адресности и целевого характера
бюджетных средств.
Принцип адресности предполагает использование
бюджетных средств по назначению.
3. Межбюджетные отношения,
бюджетный федерализм
Межбюджетные
отношения – взаимоотношения между федеральными
органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления по
вопросам регулирования бюджетных правоотношений,
организации и осуществления бюджетного
процесса.
Межбюджетные отношения в РФ
основываются на пяти основных принципах:
1. Распределения и закрепления
расходов бюджетов по определённым уровням
бюджетной системы РФ;
2. Разграничения (закрепления) на
постоянной основе и распределения по временным
нормативам регулирующих доходов по уровням
бюджетной системы РФ;
3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ,
равенства бюджетных прав муниципальных
образований;
4. Выравнивания уровней минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных
образований;
5. Равенства всех бюджетов РФ
во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных
бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов РФ.
В соответствии с этими принципами
отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета
в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов
субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется
единая методика расчета нормативов финансовых
затрат на предоставление государственных
и муниципальных услуг, нормативов расчета
финансовой помощи территориальным бюджетам,
а также единый порядок уплаты федеральных
и региональных налогов.
Формы оказания прямой финансовой
поддержки: субвенции, дотации, субсидии,
кредиты, ссуды.
Субвенция — бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы РФ на безвозмездной
и безвозвратной основе на осуществление
целевых расходов. Напр., предоставляются
субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию
территориям Дальнего Востока.
Дотация выдается единовременно
и без целевого назначения в случаях, когда
закрепленных и регулирующих доходов
недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия — бюджетные средства,
предоставляемые бюджету другого уровня,
физическому или юридическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых
расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования
бюджетных расходов, которая предусматривает
предоставление средств юридическим лицам
на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные
средства, предоставляемые другому бюджету
на возвратной, безвозмездной или возмездной
основе на срок не более 6 месяцев в пределах
финансового года.
Бюджетный
федерализм – разделение полномочий между
центральными органами власти, властями
субъектов Федерации и органами местного
самоуправления в бюджетной сфере. Бюдж.
федерализм реализуется в ходе бюдж. процесса
при мобилизации бюдж. доходов и расходовании
бюджетных средств.
Принципы бюджетного федерализма:
1) законодательное разграничение полномочий
по расходам между органами власти всех
уровней управления; 2) обеспечение соответствующих
органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных
на них функций; 3) обеспечение вертикального
и горизонтального выравнивания доходов
всех звеньев бюджетной системы; 4) самостоятельность
и равноправие каждого бюджета, входящего
в бюджетную систему.
4, 5. Организация
и участники бюджетного процесса
Бюджетный
процесс - это регламентируемая законодательством
РФ деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,
контролю за их исполнением, осуществлению
бюджетного учета, составлению, внешней
проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс включает
в себя четыре стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов
бюджетов;
На этом этапе составляется прогноз социально-экономического
развития государства, определяются основные
характеристики бюджета на очередной
финансовый год и плановый период
2) рассмотрение бюджетов;
подготовленные проекты бюджетов рассматриваются
законодательным и представительным органом
Российской Федерации - Государственной
Думой и Советом Федерации соответственно
3) утверждение бюджетов;
Принятый законодательно и подписанный
Президентом Российской Федерации проект
бюджета становится федеральным законом.
4) исполнение бюджетов, а
также составление отчетов об
исполнении бюджетов и их утверждение.
Исполнение бюджета обеспечивается
Правительством Российской Федерации. По итогам текущего
финансового года составляется бюджетная
отчетность об исполнении бюджетов, направляемая
для проверки в органы государственного
финансового контроля
Участниками
бюджетного процесса являются:
o Президент РФ;
o высшее должностное лицо
субъекта РФ, глава муниципального
образования;
o законодательные органы
государственной власти и представительные
органы местного самоуправления.
o исполнительные органы
государственной власти;
o Банк России;
o органы государственного
(муниципального) финансового контроля;
o органы управления государственными
внебюджетными фондами;
o главные распорядители
(распорядители) бюджетных средств;
o главные администраторы
(администраторы) доходов бюджета;
o главные администраторы
(администраторы) источников финансирования
дефицита бюджета;
o получатели бюджетных
средств.
- Бюджетное устройство
и уровни бюджетной системы
Бюджетное устройство представляет собой
организационные принципы построения
бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь
объединяемых в ней бюджетов.
бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
— первый уровень — федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования);
— второй уровень — бюджеты
субъектов Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов;
— третий уровень — местные
бюджеты.
- Типы Бюджетного феерализма
Существует
три типа бюджетного федерализма:
- централизованный; 2) децентрализованный; 3) комбинированный.
Под централизованным
типом бюджетного федерализма понимается
такая организация бюджетной системы,
при которой разграничение полномочий
между уровнями власти по расходам, как
правило, не сопровождается наделением
их достаточными собственными источниками
доходов; финансирование территориальных
программ осуществляется за счет централизованных
средств федерального бюджета с использованием
межбюджетных отношений.
Под децентрализованным
типом бюджетного федерализма понимается
организация бюджетной системы, при которой
признается высокая степень самостоятельности
региональных и местных бюджетов; ограничивается
финансовая помощь вышестоящих бюджетов
нижестоящим; полномочия в области расходов
адекватны полномочиям в сфере доходов.
Комбинированным
типом бюджетного федерализма
является такая организация бюджетной
системы, при которой применяется механизм
горизонтального и вертикального бюджетного
выравнивания; предусматривается
более высокая ответственность федерального
центра за создание условий для социально-экономического
развития субъектов при неизбежном ограничении
самостоятельности их властей и усилении
контроля со стороны федеральных органов
власти; возрастает роль бюджетных трансфертов
из вышестоящих бюджетов нижестоящим
для регулирования и бюджетного выравнивания
субъектов федерации.