Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты
2. Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства
2.1. Необходимость бюджетных ассигнований на капитальные вложения, их значения в экономике
2.2. Особенности планирования, распределения и финансирования бюджетных инвестиций в системе расходов бюджета
2.3. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики
2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений
3. Расчетная часть
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 177.64 Кб (Скачать файл)

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

Таблица №2.2 Состав и структура статьи «социальная политика»

 

Подразделы Проект бюджета 

2008 2009 2010 

Пенсионное обеспечение 80,3 81,7 80,6 

Социальное обслуживание населения 1,5 1,3 1,3 

Социальное обеспечение населения 17,8 16,7 17,8 

Прикладные научные исследования в области социальной политики 0,1 0,0 0,0 

Другие вопросы в области социальной политики 0,4 0,3 0,3 

Итого по разделу 100,0 100,0 100,0 

 

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. То есть с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5%.

Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц, медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода. Из таблицы №2 мы видим, что эти показатели и рассчитаны с учетом выше сказанного. Но увеличение этого показателя может произойти при одном условии статья 213 БК РФ гласит о том, что «в случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета… и на соответствующее увеличение условно утвержденных расходов».

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов». Надо не забывать о том, что это данные прогнозируемые, и если произойдут изменения в экономике (высокий уровень инфляции, падение курса доллара и др.), то они повлияют на результативность. Данный показатель имеет не значительную погрешность. Но в целом можно увидеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Проанализировав данные таблицы №1 и №2 можно сделать вывод, что бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны.

2.2 Состояние и специфика  бюджета переходной экономики  России

В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума Российской Федерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов. При этом бюджет был подвергнут существенным изменениям в соотношении с начальным вариантом. Никто из экспертов не берется давать прогнозы по успешности экономической и социальной политики. В рамках второго чтения депутаты утвердили бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета. Был рассмотрен вопрос о распределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственных внутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российской валюте в период «скользящей трехлетки». Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено как раз антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.

«Федеральный бюджет станет ядром для создания инфраструктуры, вложения в человеческий капитал, в обеспечение макроэкономической устойчивости и обеспечение обороноспособности страны», - заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Правительство, отметил он, считает своей задачей обеспечить приоритетное финансирование расходов на здравоохранение, образование, инновационное развитие экономики, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности граждан.

Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования, выделяемые на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это самый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.

В бюджете увеличивается финансирование важнейших социальных обязательств - индексация зарплаты, пенсий и пособий. Так, в 2009 году запланирована индексация базовой части трудовой пенсии с 1 марта на 8,5% и с 1 декабря - на 26,4%, а в 2010 году с 1 апреля - на 9,9%. В ближайшие три года будет также увеличиваться денежное довольствие федеральных госслужащих и военнослужащих - соответственно на 8,5%, на 7% и на 6,8%. Размер материнского (семейного) капитала в будущем году составит 299731 рублей. Кроме того, предусматриваются меры по увеличению среднегодового прожиточного минимального уровня - с 4135 рублей в 2009 году до 4989 рублей в 2011 году, что позволит к концу будущего года повысить средний размер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера и сохранить выплаты на этом уровне в 2010 и в 2011 годах.

Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.

В 2009 году на строительство и модернизацию автодорог общего пользования ассигнуется 31,5 млрд. рублей.

В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначально к 2011 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован с профицитом. Существует определенные проблемы с объемами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и их решение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом. Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра ключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.

В условиях финансового кризиса нам поможет большой объем накопленных золотовалютных резервов. Возможно, банковской системе придется предоставить больше ликвидности в связи с оттоком капитала на западные рынки, где ликвидности также не хватает. Доля источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в общем объеме ВВП несколько увеличивается, что связано именно с решением проблемы ликвидности.

Меры, принятые Минфином России и Центробанком в течении весны и лета, будут способствовать сдерживанию роста инфляции в начале 2009 года. Конечно, они носят монетарный характер, и в части инфляции издержек ситуация не изменится. Но это уже результат влияния тарифов естественных монополий. Предположительно по итогам года инфляция превысит 11,8%, достигнув уровня 12,3-12,5%. Однако в начале следующего года она уменьшится.

2.3 Пути совершенствования  государственного бюджета РФ

Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

1. рост ВВП и продукции  промышленного производства;

2. прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

3. создание условий для  переориентации финансовых потоков  в реальный сектор экономики;

4. снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей  и повышение уровня собираемости  налогов;

5. рост реальных располагаемых  денежных доходов населения;

6. поддержание уровня  занятости населения РФ и снижение  числа безработных.

Приоритетные задачи финансовой политики:

1) введение в действие  новых принципов межбюджетных  отношений, усиление координации  деятельности всех фискальных  органов, завершение перехода на  казначейскую систему исполнения  бюджета;

2) увеличение доходной  базы бюджетов за счет собираемости  налогов;

3) совершенствование структуры  расходов бюджетов на основе  сокращения прямых бюджетополучателей  и численности работников бюджетных  издержек, в первую очередь - в  жилищно-коммунальной сфере, сокращение  неэффективных дотаций;

4) существенное укрепление  текущего и последующего финансового  контроля;

5) формирование реалистичного  бюджета;

6) проведение политики  на финансовом рынке, позволяющей  преодолеть последствия мирового  финансового кризиса и обеспечить  последовательное снижение доходности  по государственным ценным бумагам;

7) повышение эффективности  валютно-финансовых операций и  дальнейшее укрепление национальной  валюты;

8) усиление страхового  надзора и регулирования рынка  страховых услуг.

Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.

Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.

Необходимо провести административную реформу. Цель реформы - сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы - борьба с коррупцией.

Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления - снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики - федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого - аксиома стабильной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений

3.1 Мероприятия по совершенствованию  инвестиционной деятельности предприятия

В рамках мероприятия по совершенствованию инвестиционной деятельности предприятия предлагается разработать инвестиционный план диверсификации производства.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства [16, c. 283].

В современных экономических условиях многие предприятия задумываются о мерах и путях стабилизации своего финансового состояния и улучшения рыночного положения. Мировой финансовый кризис оказал сильное воздействие на ряд отраслей хозяйствования в результате чего сделал еще более актуальной задачу поиска экономически эффективных направлений деятельности.

Одним из таких направлений для стабилизации финансового состояния предприятия ООО «Реагент-сбыт» может стать диверсификация его деятельности. Данное решение призвано обеспечить предприятию дополнительную прибыль, которая позволит сохранить экономическое состояние предприятия стабильным и не прибегать к непопулярным мерам сокращения издержек (например, сокращение работников).

В рамках данной концепции предлагается организовать на базе ООО «Реагент-сбыт» производства мелкого ручного инструмента - гаечных ключей, напильников и свёрел.

Несмотря на простоту конструкции, данные виды ручного инструмента применяются практически во всех областях техники для сборки механизмов различных уровней сложности. Некоторые типы гаечных ключей, например, применяются даже на Международной космической станции.

Финансирование проекта предполагается осуществлять за счет собственных средств. Сумма инвестиций составит 2 млн. рублей и будет направлена на финансирование приобретения оборудования для производства ручного инструмента.

Информация о работе Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства