Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:04, реферат
А вот естествознание напротив, старается отстраниться от духовности и объяснить всё происходящее в мире материальным путём.
Так можно ли сказать, что алхимия является «родителем» естественных наук? Какие она имеет с ними сходства, и какие отличия? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно узнать, что же такое алхимия и что такое естествознание. А затем определить значение алхимии в становлении естественных наук.
Введение
1. Алхимия……………………………………………………..4
Что такое Алхимия?........................................................4
История Алхимии………………………………………..4
Алхимическая теория…………………………………....5
Знаки и символы………………………………………….7
Основная цель алхимии………………………………….8
2. Естествознание……………………………………………..10
2.1. Что такое естествознание? ………………………………10
2.2. Периоды и этапы становления естествознания………..10
2.3. Методы естествознания………………………………….12
2.4 Естествознание и человек………………………………...12
3. Значение алхимии в истории естествознания…………….14
Заключение
3. небосвод имеет сферическую форму и вращается как твердая сфера
вокруг Земли, делая один оборот в сутки;
4. планеты (включая Солнце
и Луну) также вращаются вокруг
Земли по окружностям с
2.3 Методы естествознания.
В естествознании можно выделить стороны:
1) эмпирическую
2) теоретическую
3) производственно-прикладную.
Они соответствуют общему ходу познания истины, который идёт "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике..." (Ленин В. )
Эмпирическая сторона предполагает функции:
1)собирательную - установление фактов, их регистрацию, их накопление и описательную - изложение фактов, их первичную систематизацию;
2) теоретическую функцию - объяснения, обобщения, открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов).
3) производственно-практическая
функция естествознания
В основе методов естествознания лежит единство эмпирических и
теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимущественное развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится
беспредметной, опыт — слепым.
2.4 Естествознание и человек.
Как же определить
связать современного
мировоззрением и философией? Философы всех времен опирались на новейшие достижения науки и, в первую очередь, естествознания. Достижения последнего столетия в физике, химии, биологии и в других науках позволили по-новому взглянуть на сложившиеся веками философские представления. Многие философские идеи рождались в недрах
естествознания, а естествознание в свою очередь в начале развития носило натурфилософский характер. О такой философии можно сказать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860): "Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат".
Знание концепций современного естествознания поможет многим, вне зависимости от их профессии, понять и представить, каких материальных и интеллектуальных затрат стоят современные исследования, позволяющие проникнуть внутрь микромира и освоить внеземное пространство.
Человек, обладающий хотя бы общими естественнонаучными знаниями, т.е. знаниями о природе, будет производить свои действия непременно так, чтобы польза как результат его действий всегда сочеталась с бережным отношением к природе и с ее сохранением не только для нынешнего, но и для грядущих поколений.
3. Значение алхимии в истории естествознания
Еще лет 15 назад алхимию считали «неразумной матерью разумной дочери химии». Так, по крайней мере, говорилось в учебниках истории науки. Однако с этим соглашались и соглашаются не все. Алхимия – это античная наука, а следовательно она является истоком естественных наук. Особенно эта наука связанна с химией.
Очевидно, что алхимия отличается от современных наук, в первую очередь тем, что алхимия больше искусство, чем наука. Искусство трансмутации.
С точки зрения традиционной европейской науки Дух и Материя не имеют точек соприкосновения, но для алхимии это совершенно естественно.
Объектом естественных наук является материя; гуманитарных - идеи, объектом же алхимии - ни то, ни другое порознь, а только симбиоз материи и духа, то, что их объединяет, их связь.
Отсюда понятно принципиальное различие между химией и алхимией. Химия, как и другие естественные науки, основана на наблюдении и действует от внешнего (явления) к внутреннему (сущности). Такая логика научного мышления (Гипотеза - Эксперимент - Теория) ведет свое начало от основоположника современной науки Френсиса Бэкона. Алхимия же подходит к явлениям от внутреннего к внешнему, т. е., от сути к ее проявлению.
Несмотря на различие подходов, алхимия все же включает в себя химию, так как также занимается, в конечном счете, преобразованием одних веществ в другие. Это обусловлено и исторически: химия вышла из алхимии, но путем десакрализации материи. Иными словами, химия имеет дело с "бездушной" материей, тогда как для алхимика все одухотворено, даже минералы или металлы.
Некоторые химические элементы были открыты именно алхимиками. Например, такие как: Au, Ag, Cu, Fe, Hg, Pb (7 металлов древности)
известны ещё с древних времён.
Чем глубже становится уровень понимания природных процессов, тем более
ощутимой становится связь современной науки не только с идеями античных натурфилософов, но и с еще более глубокими пластами человеческой культуры, в частности, с мифологией.
Ярким примером, связывающим алхимию с естественными науками, является теория «единство мира».
Существование общих законов природы — основное положение современной науки. Даже в энциклопедическом словаре физика определяется как «наука о простейших и наиболее общих законах природы». В современных научных представлениях нашлось место и первоматерии, долгое время казавшейся плодом фантазии алхимиков. И таких примеров очень много. Большинство теорий и законов естествознания в той или иной степени связанны с алхимией.
Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.
Заключение
Прошло немало времени, с тех пор, когда алхимия была одной из важнейших наук. В наши же дни оккультные науки не имеют того авторитета, какой был у них в средние века и ранее. На смену им пришло научное знание. Но мир, который оно описывает, остался прежним.
Проанализировав учения алхимии и цели естественных наук, можно сказать, что идеи современной науки созвучны идеям алхимии, чем и объясняется возрождение интереса к ней.
Конечно алхимия имеет много отличий от современных естественных наук, но именно это придаёт ей индивидуальность и свой шарм. Можно много рассуждать о том, какое же всё же место занимает алхимия в истории развития естествознания, но одно можно сказать точно, алхимия – это вдохновление для естествознания.
Список литературы:
1.Зеркало Алхимии - 1784 г.
2.http://www.alchemy.ac/
http://ru.wikipedia.org/wiki
С.И. Левченко «Краткий очерк истории алхимии» - Изд-во Рост., 2006г.
«Энциклопедия знаков и символов» - Издательство: Вече ,2006г.
http://bse.sci-lib.com/
http://slovari.yandex.ru/~книг
http://magistar.0pk.ru/
http://alhemy.ucoz.ru/index/
http://www.alchemy.ac/alchemy/
http://www.kybalion.ru/
http://teurgia.org/index.php?
http://slovari.yandex.ru/~книг
http://fantazm-s.ru/publ/142-
http://www.xumuk.ru/
http://fantazm-s.ru/publ/141-
http://www.alchemy.ac/symbols
http://sigils.ru/signs/
http://www.physchem.chimfak.
http://mid-gard.ru/forum/15-
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://slovari.yandex.ru/~
http://bse.sci-lib.com/
http://slovari.yandex.ru/~
К. Г. Юнг. Психология и алхимия - Пер. с англ. С. Л. Удовик — Москва: REFL-book, 1997 г.
www.starodub.ru