Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:12, дипломная работа
Этим летом мне подарили красивую футболку, а я её испачкала соком вишни. Что бы не огорчать маму, я решила это пятно вывести. Что я только не делала: терла его хозяйственным мылом и стирала с порошком. По совету бабушки протирала ваткой с уксусной кислотой, а потом нашатырным спиртом, но ничего не помогало. К моему удивлению пятно становилось то ярко красным, то фиолетовым, то синим. Это мне напомнило урок химии, когда мы исследовали различные вещества с помощью индикаторов.
1. Введение……………………………………………………………………………………………3
2. Теоретическая часть……………………………………………………………………………….5
2.1. Индикаторы. Общие понятия. Классификация…………………………………………………5 2.2. Кислотно – основные индикаторы. История их открытия…………………………………….6
2.3. Растительные пигменты………………………………………………………………………….7
2.4. Антоцианы и их свойства………………………………………………………………………..8
2.5. Роль антоцианов в жизни растений……………………………………………………………..9
2.6 Применение и биохимическая роль природных индикаторов…………………………………11
2.6.1. Применение природных индикаторов в медицине…………………………………………..11
2.6.2. Применение природных индикаторов в народном хозяйстве и быту……………………...12
3. Практическая часть………………………………………………………………………………...14
3.1. Методика изготовления индикаторов…………………………………………………………14
3.2. Приготовление растительных индикаторов и исследование их свойств……………………14
3.3. Определение рН среды средств бытовой химии и косметических средств…………………17
3.4 Метод нанесения надписей на лепестки цветов………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………………………..20
Приложения…………………………………………………………………………………………..21
Приложение 1. Кислотно – основные индикаторы……………………………………………….21
Приложение 2. Растительные пигменты…………………………………………………………...22
Приложение 3. Весовые соотношения природного сырья и воды для приготовления
индикаторов………………………………………………………………………..23
Приложение 4. Применение природных индикаторов……………………………………………24
Приложение 5. Изменение окраски природных индикаторов в разных средах………………….25
Приложение 6. Реакция среды косметико-гигиенических, моющих и других средств.
Способы удаления пятен растительного происхождения………………………..26
Приложение 7. Фотоиллюстрации к экспериментам………………………………………………27
IV Межрегиональный
интернет-конкурс для школьников
«Химия
настоящего и будущего»
Тема: «Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях».
учащаяся 10 «Б» класса
Глотова Наталья Михайловна
2012г.
Оглавление
стр.
1. Введение…………………………………………………………
2. Теоретическая часть……………………………
2.1. Индикаторы. Общие понятия. Классификация……………………………………………
2.3. Растительные пигменты…………………………………………………………
2.4. Антоцианы и их свойства…………………………………………………………
2.5. Роль антоцианов в жизни растений…………………………………………………………
2.6 Применение и биохимическая
роль природных индикаторов…………
2.6.1. Применение природных индикаторов в медицине…………………………………………..11
2.6.2. Применение природных индикаторов в народном хозяйстве и быту……………………...12
3. Практическая часть………………………………
3.1. Методика изготовления индикаторов…………………………………………………
3.2. Приготовление растительных индикаторов и исследование их свойств……………………14
3.3. Определение рН среды средств бытовой химии и косметических средств…………………17
3.4 Метод нанесения надписей
на лепестки цветов………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Приложение 1. Кислотно
– основные индикаторы……………………………………………….
Приложение 2. Растительные
пигменты…………………………………………………………
Приложение 3. Весовые соотношения природного сырья и воды для приготовления
индикаторов…………………………………………………
Приложение 4. Применение природных индикаторов……………………………………………24
Приложение 5. Изменение окраски природных индикаторов в разных средах………………….25
Приложение 6. Реакция среды косметико-гигиенических, моющих и других средств.
Способы удаления пятен растительного происхождения………………………..26
Приложение 7. Фотоиллюстрации
к экспериментам……………………………………………
1. Введение.
Многие наблюдали такую картину. Дети с аппетитом едят вкусные и сочные фрукты, роняя капли сока на одежду. Они и не подозревают, сколько забот и хлопот создают своим мамам и бабушкам. Еще бы: ведь растительные пятна, где присутствуют все краски живой природы так непросто отстирать! Вот и со мной случилась такая же история.
Этим летом мне подарили красивую футболку, а я её испачкала соком вишни. Что бы не огорчать маму, я решила это пятно вывести. Что я только не делала: терла его хозяйственным мылом и стирала с порошком. По совету бабушки протирала ваткой с уксусной кислотой, а потом нашатырным спиртом, но ничего не помогало. К моему удивлению пятно становилось то ярко красным, то фиолетовым, то синим. Это мне напомнило урок химии, когда мы исследовали различные вещества с помощью индикаторов.
Индикаторы (от латинского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. Значит в плодах растений, листьях и цветах содержатся природные красители (пигменты), которые под действием щелочных растворов меняют свой цвет на синий или фиолетовый, а от действия кислот становятся красными. Возникает вопрос – что это за природные индикаторы, которые содержатся в плодах и ягодах? И какими свойствами они обладают? Поэтому, тема моей исследовательской работы – «Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях». А цель её - доказать наличие природных индикаторов в разных частях растений и изучить их свойства. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время возрос интерес к растениям в связи с их применением в различных областях науки, таких как химия, биология, экология и медицина. Например, по окраске растений и её интенсивности экологи определяют наличие вредных веществ в атмосферном воздухе и почве.
Информацию, полученную в этой работе можно использовать как на уроках химии, так и на уроках биологи. Эта работа полезна и в узко прикладном направлении, например в домашнем хозяйстве и на даче, когда потребуется привести в порядок одежду или определить кислотность почвы на участке, что определяет урожайность плодов и ягод.
В качестве объекта исследования были взяты цветы, плоды и ягоды растений, обладающие индикаторными свойствами, а предмет исследования: растворы растительных индикаторов.
Гипотеза исследования: растения обладают индикаторными свойствами, которые можно использовать в различных сферах.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, химический эксперимент.
Нужную информацию я находила в книгах, периодических изданиях, интернате. Следует отметить, что данная тема широко освещена, поэтому была проведена большая работа, связанная с отбором и систематизацией информации.
Несомненная новизна работы, как можно судить по доступным источникам в том, что в ходе экспериментов мною найден метод нанесения надписей на лепестки цветов, основываясь на индикаторных свойствах антоцианов.
Как мне кажется, эта работа способствует развитию у учащихся любознательности, наблюдательности и приобретению практических навыков проведения наблюдений, исследованию и обобщению информации для обоснования конечных выводов.
2. Теоретическая часть.
2.1 Индикаторы. Общие понятия. Классификация.
Существует несколько определений понятия «индикатор», но во всех определениях индикаторы представлены как вещества, которые меняют цвет в зависимости от того, попали они в кислую, щелочную или нейтральную среду.
Так
же как и определений индикаторов,
существует несколько их классификаций. В химической энциклопедии рассмотрены
индикаторы кислотно-основные, окислительно-восстановительные
отличаются большой чувствительностью [7].
Рассмотрим определения некоторых индикаторов.
Адсорбционные индикаторы - вещества, способные адсорбироваться на поверхности
осадка и менять при этом окраску или интенсивность люминесценции.
Изотопные индикаторы - вещества, имеющие в своем составе химический элемент с изотопным составом, отличающимся от природного.
Комплексонометрические индикаторы - вещества, образующие с ионами металлов окрашенные комплексы, по цвету отличающиеся от самих индикаторов.
Люминесцентные индикаторы - вещества, способные люминесцировать или тушить люминесценцию при изменении концентрации ионов водорода в растворе.
Окислительно - восстановительные
индикаторы - вещества, способные изменять окраску в зависимости
от окислительно-
Кислотно – основные индикаторы - растворимые органические соединения, которые меняют свой цвет или люминесценцию в зависимости от концентрации ионов Н+ (рН среды). Такие индикаторы резко изменяют свой цвет в достаточно узких границах рН [7].
Универсальные индикаторы – это смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора в широком диапазоне рН.
pH - водородный показатель. Это понятие, ввёл датский химик Сёренсен для точной числовой характеристики среды раствора и предложил математическое выражение для его определения:
рН = -lg [H+].
Характер среды имеет большое значение в химических и биологических процессах, в зависимости от типа среды эти процессы могут протекать с различными скоростями и в разных направлениях. Поэтому во многих случаях важно как можно более точно определять среду раствора. Существует нейтральная среда – рН = 7, рН < 7 – кислотная, при рН > 7 – щелочная [5]. Среду исследуемого раствора можно приблизительно определить по окраске индикаторов.
Рассмотрим кислотно-основные индикаторы более подробно, так как именно к ним относятся природные индикаторы.
2.2 Кислотно-основные индикаторы. История их открытия.
Кислотно-основные индикаторы
применяется для установления конца реакции между кислотами и основаниями, или других реакций, если в них участвуют ионы Н+, а также для колориметрического определения рН водных растворов. Причина изменения цвета индикатора в том, что присоединение или отдача протонов его молекулами связаны с заменой одних хромофорных групп другими или с появлением новых хромофорных групп [7]. Наиболее важные кислотно – основные индикаторы приведены в таблице (приложение 1).
Вероятно, самым древним кислотно-основным индикатором является лакмус. Лакмус был известен уже в Древнем Египте и Древнем Риме. Лакмус (от гол. lakmoes) - красящее вещество, добываемое из некоторых видов лишайников. Фактически природный лакмус представляет собой сложную смесь. Его основными компонентами являются: азолитмин (C9H10NO5) и эритролитмин (С13H22O6) [10]. Лакмус в древности использовали в качестве фиолетовой краски, но со временем, рецепт его приготовления был утерян. В 1640 ботаники описали гелиотроп (Heliotropium Turnesole) – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора, который в кислой среде был красным, а в щелочной – синим.
Информация о работе Изучение свойств природных индикаторов, содержащихся в растениях