Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:34, отчет по практике
Данная работа содержит краткие сведения о процессе каталитического риформинга и способах его промышленной реализации, а также устройстве действующей установки каталитического риформинга Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода ООО «РН-Комсомольский НПЗ».
Введение
Большая часть добываемой в мире нефти (80-90 %) перерабатывается в различные виды топлива и смазочных материалов, не менее важно использование нефти как сырья для органического синтеза. В последние 25-30 лет наблюдается тенденция опережающих темпов потребления нефти на нужды органического синтеза по сравнению с темпами её переработки. В настоящее время около 8 % добываемой в мире нефти используется для химических целей, причём в основном это легкая часть нефти – бензин и газы нефтепереработки. Наиболее актуальной проблемой в области химии нефти остается дальнейшее изучение ее химического состава, особенно тяжелой части, разработка новых перспективных способов глубокой переработки, приводящих к снижению количества отходов и повышению качества товарного продукта [2].
Одним из таких способов является каталитический риформинг. Несмотря на то, что первая установка каталитического риформинга была введена в эксплуатацию еще в 1940 г, он по-прежнему остается основным процессом, в ходе которого получают высокооктановые моторные топлива. При этом ведется непрерывная работа по его совершенствованию, поиску новых катализаторов и повышению качества получаемой продукции.
Данная работа содержит краткие сведения о процессе каталитического риформинга и способах его промышленной реализации, а также устройстве действующей установки каталитического риформинга Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода ООО «РН-Комсомольский НПЗ».
1 Теоретическая часть
1.1 Теоретические основы процесса каталитического риформинга
Каталитический риформинг – процесс, предназначенный для повышения детонационной стойкости бензинов и получения аренов, главным образом бензола, толуола и ксилолов. Процесс осуществляют при повышенной температуре (около 500 °С) под давлением водорода (1,5 – 4 МПа) на бифункциональном катализаторе, сочетающем кислотную и гидрирующе-дегидрирующую функции. Кислотную функцию обычно выполняет оксид алюминия, гидрирующе-дегидрирующую – металлы VIII группы.
В основе каталитического риформинга лежат три типа реакций:
Использование бифункционального катализатора значительно облегчает образование карбокатионов в процессе риформинга , так как необходимые для начала реакции алкены образуются при частичном дегидрировании алканов и циклоалканов на платиновом катализаторе. Алкены далее протенизируются на кислотном катализаторе и вступают во все реакции, характерные для карбкатионов. Поэтому скорость кислотно-каталитических реакций в процессе риформинга выше.
Процесс каталитического риформинга осуществляют на бифункциональных катализаторах, сочетающих кислотную и гидрирующую-дегидрирующую функции. Гомолитические реакции гидрирования и дегидрирования протекают на металлических центрах платины. Кислотную функцию в промышленных катализаторах риформинга выполняет носитель, в качестве которого используют оксид алюминия. Для усиления и регулирования кислотной функции носителя в состав катализатора вводят галогены – фтор или хлор. В настоящее время применяют только хлорсодержащие катализаторы. Содержание хлора составляет от 0,4–0,5 до 2,0 % (по массе).
1.2 Основные параметры процесса
1.2.1 Фракционный состав сырья. Фракционный состав сырья выбирается в зависимости от целевого назначения процесса. Если процесс проводится с целью получения индивидуальных ароматических углеводородов, то для получения бензола, толуола и ксилолов используют соответственно фракции, содержащие углеводороды С6 (62–85 °С), С7 (85–105 °С) и С8 (105–140 °С). Если риформинг проводится с целью получения высокооктанового бензина, то сырьем обычно служит фракция 85–180 °С, соответствующая углеводородам С7–С10 [1].
Поскольку температура кипения ароматических углеводородов на 10–15 °С выше, чем у соответствующих им по числу углеродных атомов парафинов и нафтенов, то температура конца кипения сырья риформинга должна быть ниже начала.
Фракционный состав сырья риформинга оказывает также существенное влияние на закоксовывание катализатора. С уменьшением числа углеродных атомов до С5
коксообразование увеличивается, а с ростом числа атомов углерода более 7 – вначале слабо и начиная с С10
более интенсивно. При риформинге ароматических углеводородов, я
1.2.2 Температурный режим процесса и распределение объема катализатора по реакторам. Поскольку процесс риформирован
Температура на входе в реакторы риформинга устанавливается в начале реакционного цикла на уровне, обеспечивающем заданное качество риформата октановое число или концентрацию ароматических углеводородов. Обычно начальная температура лежит в пределах 480–500 °С. По мере закоксовывания и потери активности катализатора температуру на входе в реакторы постепенно повышают, поддерживая стабильное качество катализата, причем среднее значение скорости подъема температуры за межрегенерационный цикл составляет 0,5–2,0 °С в месяц [1].
1.2.3 Давление. При прочих идентичных параметрах с понижением парциального давления водорода возрастает как термодинамически, так и кинетически возможная глубина ароматизации сырья и, что особенно важно, повышается при этом селективность превращений парафиновых углеводородов, поскольку снижение давления благоприятствует протеканию реакций ароматизации и тормозит реакции гидрокрекинга. Однако при снижении давлния процесса увеличивается скорост
1.2.4 Кратность циркуляции водородсодержащего газа. Этот параметр определяется как мольное отношение количества циркулирующего водородсодержащего газа (ВСГ) к количеству сырьяпроходящего через реакторы в единицу времени. С увеличением мольного отношения водород–сырье снижается скорость дезактивации катализаторов риформинга и, следовательно, удлиняется межрегенерационный цикл. Однако увеличение отношения связано со значительными энергозатратами, ростом от гидравлического сопротивления и объема аппаратов и трубопроводов [1].
1.2.5 Объемная скорость подачи сырья. В соответствии с закономерностями химической кинетики с увеличением объемной скорости (то есть уменьшением времени контакта) сырья снижается глубина реакций ароматизации и более значительно реакций гидрокрекинга парафинов. Следовательно, при этом понизится выход продуктов гидрокрекинга легких углеводородных газов и
С другой стороны, при снижении объемной скорости сырья снижается производительность установок риформинга по сырью. Оптимальное значение объемной скорости устанавливают с учетом качеств сырья и риформинга, жесткости процесса и стабильности катализатора [1].
1.2.6 Содержание хлора в катализаторе. Стабильная активность катализаторов риформинга, кислотным промотором которого является хлор, возможна
лишь при достаточном его содержании на катализаторе и низкой влажности в реакционной системе. Объемное содержание влаги в циркулируемом ВСГ поддерживается обычно на уровне (1 - 3) ∙ 10−5. Хлорирование и дехлорирование носителя катализатора является равновесным процессом: содержание хлора в катализаторе зависит от мольного отношения водяные пары: хлороводород в газовой фазе [1].
Потери хлора катализатором при окислительной его регенерации восполняются в процессе оксихлорирования подачей хлора за 2–10 ч при 500–520 °С в количестве 0,5–1,5 % от массы катализатора. Потери хлора при пусковых операциях (сушка и восстановление катализатора, начало сырьевого цикла) восполняют за несколько часов подачей 0,1–0,3 % хлора от массы катализатора в поток сырья или ВСГ при температуре 350–450 °С. Для поддержания оптимальной концентрации хлора в катализаторе в сырьевом цикле хлор может подаваться периодически или непрерывно с дозировкой 1–5 мг/кг сырья (в виде хлорорганических соединений, например, ССl4 , С2Н4Сl ) [1].
2 Практическая часть
2.1 Реакторный блок установки каталитического риформинга Л-35-11-450/К
Блок каталитического
В состав блока входят:
Очищенное от сернистых соединений и обезвоженное сырье – стабильный гидрогенизат после блока гидроочистки, насосом подается в узел смешения с циркуляционным ВСГ.
Для оперативного отключения подачи сырья в тройник смешения при аварийных ситуациях, схемой предусмотрена установка на трубопроводе, перед тройником смешения, клапана-отсекателя UV-398, закрывающегося при срабатывании защитных блокировок.
Смесь гидрогенизата и ВСГ – газосырьевая смесь, проходит последовательно межтрубное пространство теплообменников, где нагревается до 350 - 4500С встречным потоком газопродуктовой смеси после реактора Р-5.
В трубопровод на выходе газосырьевой смеси из теплообменника Т-3/2 с целью поддержания необходимой влажности циркуляционного газа подается вода. Определенная влажность циркуляционного газа (15-25 ррм) необходима для равномерного распределения хлора по всему слою катализатора риформинга.
Газосырьевая смесь после теплообменников Т-3/1,2 поступает в первую радиантную камеру І ступени печи П-2.
Сначала газосырьевая смесь поступает в распределительный (на 20 потоков) коллектор І камеры, проходит по трубным экранам первой камеры, затем второй камеры, поступает в сборный коллектор и из него направляется в реактор риформинга Р-2. После реактора Р-2 смесь газа, сырья и продукта по аналогичной схеме проходит вторую ступень печи П-2 и поступает в реактор Р-3.
Из реактора Р-3 смесь газа, сырья и продукта поступает на подогрев в третью (однокамерную) ступень печи П-2 и затем в реактор Р-4. После реактора Р-4 смесь нагревается в однокамерной 4-й ступени печи П-2, проходит последний реактор риформинга Р-5 и в виде газопродуктовой смеси направляется в теплообменники Т-3/1,2.
Так как реакции риформирования протекают на катализаторе с отрицательным тепловым эффектом, подогрев смеси в каждой ступени печи П-2 производится перед подачей в соответствующий реактор.
Реакторы Р-2, Р-3, Р-4, Р-5 – вертикальные цилиндрические аппараты со сферическими днищами, с радиальным вводом сырья, отличающиеся основными размерами (диаметр и высота), объемом загружаемого катализатора, внутренними устройствами. Соотношение (в %) загрузок катализатора по реакторам 10:15:25:50. Вид ввода сырья в реакторы риформинга – радиальный.
Реакторы снабжены внутренними устройствами:
Газосырьевая смесь входит через верхний штуцер в реактор, далее через ста-
кан распределительного устройства и по направляющей тарелке поступает в кольцевой зазор между внутренней обечайкой аппарата и перфорированной обечайкой катализаторной коробки. Затем смесь радиально проходит слой катализатора, поступает через перфорацию в центральную трубу и через нижний штуцер выходит из реактора.