Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 12:15, реферат
Цели и задачи работы:
1) Ознакомиться с литературой по кавитационной обработке топлив
2) Изучить ассортимент, качество и состав дизельных топлив
3) Ознакомиться и научится работать на аппаратном комплексе «Хроматэк-Кристалл 5000-2».
4) Выявить влияние кавитационной обработки на дизельное топливо
5) Составить графики распределения по фракционному составу и сделать выводы.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».
Таблица 2. Технические характеристики
дизельного топлива.
Показатели |
летнее |
зимнее |
арктическое |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Температура застывания, ° С, не выше |
-10 |
-35 |
- |
Температура помутнения, ° С, не выше |
-5 |
-25 |
- |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
35 |
для дизелей общего назначения |
45 |
40 |
35 |
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже: | |||
вида I |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
00,1 |
00,1 |
00,1 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более |
40 |
30 |
30 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более |
6 |
6 |
6 |
Зольность, %, не более |
00,1 |
00,1 |
00,1 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,20 |
0,30 |
0,30 |
Коэффициент фильтруемости, не более |
3 |
3 |
3 |
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более |
860 |
840 |
830 |
Топлива для умеренной климатической зоны имеют более высокую температуру помутнения и застывания, а топлива для холодных климатических зон – более низкую.
Требования |
Определяющие свойства |
Результат | |
Хорошая воспламеняемость и достаточно полное сгорание |
Фракционный состав и цетановое число |
Мягкая работа и лег кий пуск двигателя, высокие мощностные и экономические показатели, допустимые дымность и токсичность отработавших газов |
Топливо арктическое имеет температуру застывания минус 55˚С.
Для экспортных топлив, содержание серы не должно превышать 0,1%, фактических смол 25 мг на 100 см3, а зольность не более 0,008%.
Непредельных углеводородов в дизельных топливах практически нет.
В некоторые сорта дизельных топлив практически добавляют 20% каталитического газойля с содержанием ароматических углеводородов.
Экологически чистые дизельные топлива производят из гидроочищенных газойлевых фракций прямой гонки и вторичных процессов. Они не имеют антиокислительных присадок и содержат в себе общей серы не более 0,05%. Такие топлива без антиокислительных присадок имеют низкую химическую стабильность и непригодны для длительного хранения.
Для улучшения качества дизельных топлив на нефтеперерабатывающих заводах добавляют присадки: изопропилнитрат и циклогексилнитрат с целью повышения цетанового числа.
В прямогонных фракциях, в зависимости от перерабатываемой нефти, содержание серы колеблется в пределах:
- для сернистых нефтей от 0,8 до 1,0%;
- в гидроочищенном компоненте от 0,08 до 0,1%.
Городские дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями имеют присадки:
- летом антидымные (ЭФАП-Б) или импортную Лубризол 8288;
- зимой депрессорную – сополимер этилена с винилацетаном.
В городских топливах экологические свойства, такие как дымность и токсичность отработавших газов меньше на 30…50% по сравнению с топливами без присадок. Они также отвечают европейским требованиям по содержанию серы.
Основные характеристики дизельного топлива, влияющие на его качество
Вязкость и содержание воды. Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температурах помутнения и застывания ASTM D97, ASTM D2500, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при −10 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сст, для зимних сортов 1,8÷5,0 сст, для арктических 1,5÷4,0 сст. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.
Воспламеняемость от сжатия. Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки, определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.
Содержание серы. В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15% (легкие нефти Сибири), 1,5% (нефть Urals) до 5—7% (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3%, судовом топливе — до 1%. А по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001% (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.
Порядковый номер согласно принятой ООН системы: 1202, класс — 3.
Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305–82)
Показатели |
Норма для марок | ||
Л |
З |
А | |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
Фракционный состав: | |||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренной |
-10 |
-35 |
- |
холодной |
- |
-45 |
-55 |
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренной |
-5 |
-25 |
- |
холодной |
- |
-35 |
- |
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже: | |||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
35 |
для дизелей общего назначения |
40 |
35 |
30 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | |||
вида I |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более |
40 |
30 |
30 |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более |
6 |
6 |
6 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,20 |
0,30 |
0,30 |
Коэффициент фильтруемости, не более |
3 |
3 |
3 |
Плотность при 20 ° С, кг/м3, не более |
860 |
840 |
830 |
Примечание. |
Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.
Показатели |
Норма для марок | |
ДЛЭ |
ДЗЭ | |
Дизельный индекс, не менее |
53 |
53 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||
50 % |
280 |
280 |
90 % |
340 |
330 |
96 % |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |
3,0-6,0 |
2,7-6,0 |
Температура, °С: | ||
застывания, не выше |
-10 |
-35 |
предельной фильтруемости, не выше |
-5 |
-25 |
вспышки в закрытом тигле, не ниже |
65 |
60 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | ||
вида I |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,3 |
- |
Испытание на медной пластинке |
Выдерживает | |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
3,0 |
3,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,2 |
0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
Содержание механических примесей |
Отсутствие | |
Прозрачность при температуре 10 °С |
Прозрачно | |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
845 |
Таблица 3. Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110–94)
Физические свойства:
Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: −50 °C.
Государственные и евро-стандарты для дизельных топлив
По существующим прогнозам в последующие 20 лет соотношение объемов потребления бензинов и дизельных топлив будет изменяться в сторону последних. В связи с этим проблема повышения качества дизельного топлива является весьма актуальной.
Разработанный в 2005 году новый стандарт для российских дизельных топлив (ГОСТ Р 52368-2005 ЕН 590:2004) «Топливо дизельное Евро. Технические условия», по сути, является аналогом европейской нормы EN-590.
Норма по цетановому числу значительно превышают требования, предъявляемые по этому показателю в соответствии с действующим в России стандартом (ГОСТ 30582) на дизельное топливо нефтяного происхождения.
Согласно новому ГОСТу предусмотрено 3 вида дизельного топлива Евро, причем вид зависит от содержания серы, который должен быть не более 350 мг/кг для вида 1, не более 50 мг/кг для вида 2 и не более 10 мг/кг для вида 3. [4]
Основные показатели качества дизельного топлива Евро для умеренного климата по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004)
Показатели |
Норма |
Цетановое число, не менее |
51 |
Цетановый индекс, не менее |
46 |
Плотность при 15 С, кг/м3 |
820-845 |
Полициклические ароматические углеводороды, % масс. , не более |
11 |
Содержание серы |
|
Вид 1 |
350 |
Вид 2 |
50 |
Вид 3 |
10 |
Кинематическая вязкость при 15, мм2/с |
2,0-4,5 |
Фракционный состав |
|
При 250 С об., не менее |
65 |
При 350 с об., не менее |
85 |
95 % об.перегоняется при С., не более |
360 |
Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 С, мкм., не более |
460 |
Температура вспышки в закрытом тигле С, не ниже |
55 |
Зольность, % массы, не более |
0,01 |
Информация о работе Обработка дизельного топлива методом кавитации