В стихотворении «Утес» художественное
своеобразие миниатюры определяет развернутая
метафора. Мимолетная любовная встреча
ассоциируется с игрой «золотой» тучки,
задевающей вершину горы.
В стихотворении «Спор» тоже
присутствует образ золота, но здесь он
играет другую роль. Кроме золота в стихотворении
присутствуют медь и железо. «Злато» в
этом стихотворении употреблено в прямом
значении. То есть золото здесь выступает
как вещество, сырье. Но у зрелого Лермонтова
нет «безразличных эпитетов», «И железная
лопата / В каменную грудь, / Добывая медь
и злато, / Врежет страшный путь». «Здесь
столкновение однородных и, казалось бы,
«безразличных эпитетов» - «железная лопата»
и «каменная грудь» высекает смысловую
искру, создает почти физическое ощущение
трагизма вторжения цивилизации в мир
«дикой», нетронутой природы. «Безразличные
эпитеты» подготавливают появление в
тексте эмоционально активного, завершающего
эпитета «страшный».
Очень необычно, в двойственном
значении, использует Лермонтов образ
золота в стихотворении «Поэт». Кинжал
стал «игрушкой золотой». Эпитет «золотой»,
повторенный два раза, выражает суть перемены.
Как «родных ножон», кинжал лишен смысла
своего существования, бесполезными стали
закал, прочность стали (антитеза «отделке
золотой»). Он богато украшен, но в действительности
стал «бесславным», бесполезным предметом
(еще одна антитеза: в «те дни» кинжал изображался
как спутник, друг и помощник героя):
Игрушкой золотой
он блещет на стене –/
Увы, бесславный
и безвредный!
Во второй части стихотворения
за предметным уровнем высвечивается
главный смысловой план. Связь образов
осуществляется через аналогию утраты
назначенья благодаря власти «злата».
Две первые строфы этой части раскрывают
смысл аллегории. В прошлом поэзия («мерный
звук могучих слов») была оружием, необходимым
бойцу, имевшим власть над светом, толпой.[26]
Серебро
Латинское название серебра
— Аrgеntum — связано с цветом этого металла,
восходит к греческому «аргос» — «белый»,
«блестящий». Русское слово «серебро»
происходит от слова «серп» (луны). Блеск
серебра напоминал таинственное лунное
сияние.
С древних времен известно,
что серебро обладает охлаждающим действием
на организм. «Алхимики считали серебро
металлом Луны, в их книгах этот металл
изображается в виде юноши с полумесяцем
в волосах, тогда как золото относили к
Солнцу».
Серебро - металл эмоций, психического
ума, любви и заживления. Хорошо известен
старинный обычай - хранить воду в серебряных
сосудах, а также бросать серебряные монеты
в водоемы и колодцы при их освящении.
Благодаря своей высокой бактерицидности,
серебро предохраняет от многих заболеваний.
Образ серебра реже встречается
в стихотворениях Михаила Юрьевича (всего
20%), но тоже играет важную роль.
В стихотворении «Еврейская
мелодия» есть такие строки:
« Я видал иногда, как ночная
звезда/В зеркальном заливе блестит;
Как трепещет в струях, и серебряный
прах/От неё, рассыпаясь, бежит».
Серебро – это металл Луны,
а соответственно, и ночи, то в этом стихотворении
автор «правильно» употребляет этот металл,
применяет его не к самой Луне, как это
есть во многих других его стихотворениях,
а к «серебряному праху», то есть к звезде,
с которой осыпается эта звездная пыль.
Серебро — белый блестящий металл, звезды
тоже имеют белый цвет, ночью на небе блестят,
поэтому автор использует здесь именно
этот эпитет.
В стихотворении «Булевар»
значение образа серебра другое:
«Подалее на креслах там другой;/Едва
сидит согбенный сын земли;
Он как знаток глядит в лорнет
двойной;/Власы его в серебряной
пыли».
В данном случае выражение «власы
его в серебряной пыли» означает старость,
седину.
В «Завещании» образ серебра
создается «с помощью» Луны, ведь именно
с ней в древности ассоциировался
этот металл:
Есть место: близ тропы глухой,/В
лесу пустынном средь поляны,
Где вьются вечером туманы,/Осеребренные
луной…
Символ серебра – Луна, а значит,
этот лунный свет тоже имеет серебряный
цвет, поэтому автор употребляет этот
необычный эпитет «осеребренные».
Поэт «с помощью этого металла» образно
описывает туманный вечер, так как серебро
– магический металл, создается даже мистическая,
завораживающая картина.
Особенно нравится нам стихотворение
«Прекрасны вы, поля земли родной…». Здесь
Лермонтов, в отличие от предыдущих стихотворений
использует образ серебра для описания
снега:
« Но эта степь любви моей
чужда;/Но этот снег летучий, серебристый
И для страны порочной –
слишком чистый,/Не веселит мне
сердца никогда».
Серебро – чистый металл, не
несущий в себе негативной энергии. В стихотворении
автор имеет в виду, что «этот чистый снег»
не может сочетаться с порочным, грязным
миром, он не радует поэта. В этих строчках
используется антитеза. Очень часто серебро
встречается и в других «снежных» словосочетаниях.
Очень распространены такие выражения,
как «серебряный иней», «серебряный лес».
В стихотворении «Люблю я цепи
синих гор…» Лермонтов пишет:
«…Туманный месяц
и меня,/И гриву, и хребет коня
Сребристым блеском
осыпал».
Автор использует эпитет «сребристый»,
так как это свет от луны, который был направлен
на лирического героя. «Луна предстает
здесь в своих естественных изменениях:
в начале южного вечера она «ярка без света
и красна»; затем поднималась все выше,
её «белое чело» осыпает окрестность «сребристым
блеском».
Небольшое по объему, но наполненное
глубоким смыслом стихотворение «Бой».
Лермонтов описывает сражение двух воинов:
светлого и темного. Светлый - в серебре,
поэтому мы опять можем найти соответствие
с историей данного металла:
«Один серебряной обвешан бахромою,/Другой
– в одежде чернеца.
Вдруг поднял он концы сребристого
покрова…»
Это стихотворение интересно
своей словесной живописью. Резко выдвинут
на первый план эстетический смысл контраста
света и тьмы: светлый всадник «серебряной
обвешан бахромою», его противник – в
«одежде чернеца», на «черном коне».
Мы можем сказать, что почти
во всех стихотворениях, где присутствует
образ серебра, есть Луна. Поэт создает
этот образ с помощью Луны, опираясь на
то, что в древности серебро отождествляли
с этой планетой, и, соответственно,
с лунным светом.
Железо и его
сплавы
Немаловажную функцию в стихотворениях
М.Ю. Лермонтова выполняет образ железа.
Посмотрим, как он влияет на смысловую
сторону стихотворения.
Железо – это серебристо-белый
металл, очень пластичный, поэтому легко
обрабатывается, куется. «Алхимики обозначали
железо в виде копья и щита – характерных
атрибутов Бога войны Марса». Поэтому
железо носилось и использовалось в защитных
ритуалах. Оно притягивает к себе отрицательную
энергию. Железные браслеты и кольца носят,
чтобы оттянуть болезни от тела.
Образ железа в стихотворениях
Лермонтова встречается редко, но в него
вложена необыкновенная сила.
В стихотворении «Как
часто, пестрою толпою окружен,…»
роль этого образа проявляется
именно в этом «сильном» значении:
«О, как мне хочется
смутить веселость их
И дерзко бросить
им в глаза железный стих,
Облитый горечью
и злостью!...»
«Железный» стих в данном случае
- резкий, острый, пронизывающий. Лермонтов
пишет об обмане, ему надоели ложь и интрига,
которые создаются вокруг лирического
героя. Чувства накопились и в душе поэта,
он негодует, возмущается; эти эмоции помогает
передать «железный эпитет». Автор хочет
пронзить сознание людей и заставить задуматься
над ложью, своими поступками, обличить
их с помощью поэзии. Разорвать эту цепь
враждебного мира можно только «железным
стихом». Эпитет имеет двоякий смысл -
сатирическое содержание стиха и действенное
оружие.
В следующем стихотворении
«Кинжал» идет речь о подаренном поэту
оружии. Поэт использует образ железа
в двух значениях (как «булат» и как само
«железо»):
«Люблю тебя, булатный
мой кинжал,/Товарищ светлый и холодный…
…………………………………..
Да, я не изменюсь
и буду тверд душой,/Как ты, как ты, мой
друг железный».
Поэзия Михаила Юрьевича пронизана
духом борьбы. В его стихотворениях часто
присутствует оружие, сражения, например,
в стихотворении «Бородино». В лирике
поэта мы можем заметить необычные сравнения:
поэт – воин, поэзия – кинжал. В предыдущем
стихотворении он поэзией, как кинжалом,
хотел резко осудить, то есть «вонзить»
кинжал.
Автор называет железо булатом,
возможно, для того, чтобы не повторять
одно слово дважды или чтобы ярче показать
свойства металла и описать кинжал по-разному,
ведь булат – это тоже железо. В словосочетании
«булатный кинжал» автор делает акцент
именно на материале, из которого сделан
кинжал, говорит, что он «железный друг»,
то есть прочный и надежный.
Похож по своему значению образ
железа в стихотворении «Пленный рыцарь».
Только здесь Лермонтов употребляет вместо
булата чугун (сплав железа с углеродом,
содержащий постоянные примеси: кремний,
марганец, ванадий, алюминий). Это тоже
железо, но в сплаве, а значит, более крепкий,
мощный металл. В стихотворении есть такие
строки:
«Помню я только старинные
битвы,/Меч мой тяжелый да панцирь
железный».
Словосочетание «панцирь железный»
- защитный (что соответствует магическим
свойствам этого металла). Не только мечи
изготавливались из железа в средневековые
времена, но и латы, кольчуги, то есть броня.
Необычно Лермонтов использует
слово «сталь» в стихотворении «К М.И.
Цейдлеру», связывая его с именем:
Едет он, томим печалью,/На
могучий пир войны;
Но иной, не бранной
сталью/Мысли юноши полны.
Последние две строчки «заключают
в себе намек на увлечение адресата женой
командира дивизиона С.Н. Стааль фон Гольштейн.
Одно из самых известных стихотворений
Лермонтова «Бородино». В нем автор образу
железа придает другое значение:
Да, жаль его: сражен
булатом…
Мы можем предположить, что
автор прибегает к перифразе. Вместо оружия
– шашки писатель использует «булат»,
чтобы показать, из чего оно сделано. Языковая
патетика стихотворения («сверкнув очами»,
«сражен булатом», «носились знамена как
тени», «грозная сеча» и т.д.) позволила
Лермонтову создать монументальный собирательный
образ русского народа – героя Отечественной
войны
Автор в стихотворениях, где
присутствует образ железа, наделяет металл
благородными свойствами. Железо выступает
как друг, защитник, но в то же время может
быть острым, как клинок. Писатель в стихотворениях
подчеркивает с помощью этого металла
силу, прочность, надежность. А это полностью
соответствует магическим свойствам железа
(это чистая проективная мощь, активная,
ослепительная, охраняющая).[25]
Свинец
Этот металл мягкий, пластичный,
темно-серый, довольно редкий. Он был известен
уже в VII-VI тысячелетиях до н.э. Со времени
изобретения огнестрельного оружия в
Европе в XV в. свинец начали применять
для изготовления пуль. «Александрийские,
арабские и западноевропейские алхимики
с II-XV вв. н.э. отождествляли свинец с Сатурном
и обозначали его знаком этой планеты».
Свинец и его соединения токсичны. Попадая
в организм, свинец накапливается в костях,
вызывает их разрушение.
В стихотворениях Лермонтова
этот элемент редко встречается, мы нашли
его лишь в пяти стихотворениях, и именно
поэтому включили этот «редкий» металл
- образ в исследование.
Одно из известнейших стихотворений
«Смерть поэта» было написано Лермонтовым
после смерти А.С.Пушкина, в нем есть такие
строки:
«Погиб поэт! – невольник
чести –/Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди
и жаждой мести,/Поникнув гордой головой!...»
Присутствие свинца в этом стихотворении
легко объясняется. Мы знаем, что пули
в XVIII-XIX веках делались из свинца и что
Пушкин погиб на дуэли от пули Дантеса.
Поэтому Лермонтов применяет здесь метонимию.
Но очень интересное использование
здесь не словосочетания «свинцовая пуля»,
а именно «свинец». Нам кажется, что
писатель пытается показать не только
то, что пуля действительно сделана из
этого металла, но и то, что Пушкина погубили
своим давлением люди, которые желали
ему зла. То есть образ свинца здесь –
тяжесть общественного гнета. Лермонтов
пишет:
«А вы, надменные
потомки,/Известной подлостью прославленных
отцов,
Пятою рабскою поправшие
обломки,/Игрою счастия обиженных родов»
Из истории этого металла мы
знаем, что у свинца есть еще одно свойство
– ядовитость. В стихотворении «Смерть
поэта» человека убивают именно свинцовой
ядовитой пулей.
В стихотворении
«Наполеон» есть такие строки:
«Но вот полночь
свинцовый свой покров/По сводам неба
распустила,
И влагу дремлющих
валов/С могилой тихою Диана осребила».[26]
ГЛАВА 2 РОДОНАЧАЛЬНИКИ
РОССИЙСКОЙ ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРА
Конечно, нельзя не вспомнить
о таких великих людях, как Дмитрий Иванович
Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов,
посвятивших себя науке – химии, но связанных
и с литературой.
В 1903 году знаменитый поэт А.Блок женился
на Любови Менделеевой (старшей дочери
Д. И. Менделеева), героине его первой книги
стихов “Стихи о Прекрасной Даме”.
Любовь Дмитриевна Менделеева
и Александр Александрович
Блок
Великому
химику Д.И.Менделееву посвятил
в 1948 году стихотворение поэт
Степан Щипачев:
ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Другого ничего в природе нет
ни
здесь, ни там, в космических глубинах:
все
— от песчинок малых до планет —из элементов
состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй
Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —