Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:08, контрольная работа
В предпринимательском праве имеется свой специфический субъектный состав, отличающийся от состава других отраслей, прежде всего гражданского права.
Субъекты предпринимательского права именуется как хозяйствующие субъекты, то есть участники предпринимательской деятельности, в пределах предоставленной им компетенции, являются носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей. Они проявляются посредствам определен-ных признаков, в зависимости от которых строится их классификация.
Состав хозяйствующих субъектов, с указанием характерных для них признаков определен в гражданском законодательстве.
Введение……………………………………………………………………..……с.3
Глава I: Понятие и признаки субъектов хозяйственного права
1.1. Общая характеристика субъектов хозяйственной деятельности………с. 5
1.2. Признаки субъектов хозяйственного права……………………………..с. 5
Глава II: Классификация субъектов хозяйственного права
2.1. Критерии классификации………………………………………………..…с. 8
2.2. Правовое положение физических лиц……………………………………..с. 8
2.3. Правовое положение юридических лиц…………………………………...с. 9
2.4. Субъекты хозяйственного права, имеющие особый статус………..……с. 12
2.4.1. Правовое положение банков……………………………………….…….с. 13
2.4.2. Правовое положение бирж…………………………………………….....с. 15
2.5. Правовое положение фондов и финансово-промышленных групп……..с. 17
2.6. Правовое положение консорциумов, синдикатов, пулов…………….…..с. 19
Заключение…………………………………………………………………...…..с. 21
Использованная литература и источники…………………………
Прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.
Участвуя в хозяйственном обороте, юридические лица приобретают право на наименование. Согласно статье 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Фирменное наименование служит средством индивидуализации организации в хозяйственном обороте. Оно подлежит регистрации. Кроме указания на организационно-правовую форму, фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного из нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» (ст. 69 ГК РФ).
Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» (ст. 82 ГК РФ).
В большинстве случаев учредители организации вправе выбрать для нее любое наименование. Однако для ряда случаев законом установлены ограничения. Так, согласно статье 7 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Также в соответствии со статьей 5 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 г. № 2383-1организации, не отвечающие требованиям данного Закона, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем наименовании слова «биржа» или «товарная биржа».
На основании статьи 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно определяться место его нахождения. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ)
Следует также сказать о некоторых имеющихся особенностях в правовом положении государственных и муниципальных предприятий как субъектов предпринимательского права.
Государственные предприятия выделяются по их имущественной базе. Их имущество полностью или в преобладающем объеме принадлежит государству. Это государственная собственность федерального уровня или уровня субъектов РФ.
Обособление предприятий в обороте на базе права хозяйственного ведения имуществом государства означает автономию их деятельности в пределах, установленных учредительными документами.
Государственные предприятия в основном используют унитарную форму организации. Предприятия возглавляются назначенным соответствующим государственным органом руководителем, который от имени государства реализует деятельность предприятия в соответствии с контрактом или приказом о назначении.
Муниципальные предприятия основаны на муниципальной форме собственности. Они во многом по своему статусу напоминают государственные предприятия. Обособление их имущественной базы в форме права хозяйственного ведения имуществом региона также означает относительную хозяйственную автономию и исключает директивное воздействие со стороны местных органов власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2.4. Субъекты хозяйственного права, имеющие особый статус
Среди участников предпринимательской деятельности выделяются такие организации, чей правовой статус можно характеризовать как особый в силу законодательных ограничений на ведение разных видов предпринимательской деятельности, кроме указанных в лицензии.
В основном данный тип организаций присутствует на финансовом рынке (например, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховщики), но и в иных сферах (например, аудиторские организации и товарные биржи).
2.4.1. Правовое положение банков
Правовое положение банков определено двумя федеральными законами: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ и ФЗ ««О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1.
Как субъекты предпринимательского права, банки характеризуются сложной и многоплановой компетенцией, поскольку они осуществляют свою деятельность в сфере денежного обращения. Предметом их деятельности являются денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, то есть выполняют функцию платежа, обращения и кредита в денежной форме.
Все банки в совокупности образуют систему, вне которой их деятельность невозможна. Руководство этой системой осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Он определяет основы банковской деятельности, устанавливает единые правила ведения банковских операций.
Функции Банка России, по справедливому выражению можно назвать уникальными, не свойственными никакой другой организации. Это связано с тем, что только Банк России осуществляет изготовление и эмиссию денежных знаков в соответствии с решениями представительного органа РФ. Только ему принадлежат функции резервной системы, руководства всеми банками.
Центральный банк РФ является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности. Он является юридическим лицом, экономически самостоятельным, осуществляющий расходы за счет собственных доходов. Данные доходы он получает за счет предоставления кредитов банкам, ведения расчетно-кассового обслуживания банков со взиманием комиссионного сбора, за счет операций в отношении государственных ценных бумаг, чеков, векселей, драгоценных металлов, за счет иных операций, соответствующих его уставу.
Имущественную базу Банка России составляет его уставный капитал.
В ходе деятельности его имущественная база пополняется за счет полученных доходов. Он может создавать фонды различного назначения. Имущество принадлежит Банку России на праве хозяйственного ведения.
Также необходимо выделить направления хозяйственной компетенции Центрального банка РФ. Так, в области организации денежного обращения Банк России осуществляет эмиссию денег, организует обращение денежных знаков, осуществляет регулирование денежной массы в обращении. В области денежно-кредитного регулирования Банк России определяет нормы депонируе-мых в нем обязательных резервов коммерческих банков, учетные ставки по кредитам, экономические нормативы для банков, рефинансирует банки путем предоставления им срочных кредитов по процентной ставке Банка России, определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов, кредитует банки и иные кредитные учреждения в качестве кредитора последней инстанции.
Банк России является центром банковской системы РФ, осуществляет ее регулирование и надзор за деятельностью банков.
Банк России вправе давать другим банкам обязательные предписания об устранении нарушений законодательства о банках и установлении экономических нормативов. В связи с выявленными нарушениями вправе применить предусмотренные законом санкции.
Банк России реализует также внешнеэкономические функции. Он вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в Российской Федерации и за границей на базе действующего законодательства и в соответствии с международной банковской практикой. Банк России представляет интересы Российской Федерации в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Управление Центральным банком РФ осуществляется советом директоров Банка и Председателем Банка России, который назначается и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ по представлению Президента РФ.
Правовое положение коммерческих банков определено ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Банк - это кредитная организация, которой на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции. Банк всегда является юридическим лицом.
Имущественную основу банка составляют уставный капитал, который служит обеспечением обязательств банка; привлеченные средства юридических лиц; имущество и средства, полученные в виде доходов от банковской деятельности, в том числе направленные в различные фонды, образуемые банком.
Хозяйственная компетенция банка определяется кругом банковских операций и сделок, которые он вправе совершать в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и выданной банку лицензии.
Таким образом, компетенция банков реализуется исключительно в денежно-финансовой сфере. Банкам, согласно статье 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
2.4.2. Правовое положение бирж
Следует отметить, что деятельность бирж относится к ведению хозяйства на некоммерческой основе и осуществляется в целях повышения эффективности обслуживания предпринимателей.
Биржи бывают двух видов: товарные и фондовые. Правовое положение товарных бирж регулируется Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 г. № 2383-1, правовое положение фондовых бирж - Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ.
Понятие товарной биржи закреплено в статье 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». Согласно которой под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Организация и регулирование торговли на бирже составляет сферу деятельности товарной биржи и ее специальную компетенцию. Биржа - это организация, которая создается специально и исключительно для того, чтобы быть местом сосредоточения оптовых сделок, которые бы объективно отражали цену данного товара на основе концентрации на бирже спроса и предложения.
К особенностям учреждения товарной биржи относится то, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10% (ст. 11 указанного Закона).
Создание биржи требует обязательной государственной регистрации, однако биржевая торговля может проводиться на основе лицензии, выдаваемой Федеральной антимонопольной службой РФ.
Организация биржевой торговли является основной сферой деятельности биржи. Она осуществляется в соответствии с правилами биржевой торговли, утверждаемыми каждой биржей, сходя из уставных задач.
В биржевой торговле принимают участие две категории участников: полные члены биржи, которые имеют право участвовать в торгах во всех секциях биржи и неполные, имеющие право участвовать в торгах определенной секции. Кроме того, имеются постоянные посетители - брокерские фирмы, конторы, независимые брокеры, которые приобретают на срок до трех лет право на участие в биржевых торгах на данной бирже за определенную плату, и разовые посетители, приобретающие за плату право на совершение сделок в течение данного дня.
Особенностью правового положения биржи является то, что она организует и регулирует биржевую торговлю, но в собственно биржевой торговле не участвует, не заключает никаких сделок в ходе торгов, а субъектами являются участники биржевой торговли от своего имени и за свой счет.
Имущественную базу товарной биржи составляет частная собственность. Поскольку доля каждого учредителя или члена биржи не может превышать 10% ее уставного капитала, таких учредителей или членов биржи должно быть не менее десяти.
Хозяйственная компетенция биржи имеет строго целевой характер: организация и регулирование биржевой торговли. Эту компетенцию реализуют органы управления биржи, высшим органом собрание членов биржи. Членство биржи возникает в силу участия в формировании уставного капитала либо внесения взносов в ее имущество. Членство подтверждается свидетельством, выдаваемым биржей. Порядок вступления в члены биржи определяется ее учредительными документами.
2.5. Правовое положение фондов и финансово-промышленных групп
К субъектам хозяйственного права, занимающим особое положение, относят фонды. Они осуществляют хозяйственную деятельность специальных видов, не связанную с выпуском продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Главная сфера их деятельности заключается в выполнении организационно-имущественных задач, управление собственностью или иными, главным образом, финансовыми фондами на предпринимательской основе. Эту деятельность называют или предпринимательской или тесно связанной с нею.
Так, например, в РФ существуют: Фонд федерального имущества, являющийся неправительственным органом, распоряжающийся и управляющий собственностью РФ, находящийся в его ведении; Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов РФ, создаваемые для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Источниками средств таких фондов являются целевые внебюджетные поступления от налогов. В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продаж акций, штрафных санкций, добровольных взносов и т.д.
Эти источники распределяются между фондами в соответствии с законом и расходуются по утвержденному соответствующими органами власти порядку.
Субъектами хозяйственного права, созданные на основе договорно-организационной формы предпринимательской деятельности, являются финансово-промышленные группы.
Правовой статус финансово-промышленных групп определяется ФЗ от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
Понятие «финансово-промышленная группа» определено в статье 2 данного Закона. Согласно которой финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.