Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2.Основные направления в государственном регулировании
1.3.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

хоз право ира.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Ковровская государственная  технологическая академия

им. В.А.Дегтярёва»

 

 

 

 

Кафедра Гуманитарных наук

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Хозяйственное право»

 

На тему: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                                                      Голикова И.И.                                                                                                                                                                                                                               ст.гр. Мн-109

 

Руководитель:                                                                                       Бабушкина С.В.

 

    

 

 

 

 

 

 

Ковров 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                           4

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ.                                                         6

1.1.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности                                                                                                                           6  

1.2.Основные направления в государственном регулировании                                       9

1.3.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности    10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                     11

Список литературы                                                                                                             13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования  и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

- осуществление  структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

- повышение  конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

- поиск и  использование возможностей долгосрочного  обеспечения производства гарантированными  источниками поступления сырья,  топлива, полуфабрикатов;

- укрепление  положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

- пересмотр  форм связей между краткосрочными  и долгосрочными мерами правительственной  политики, традиционное воздействие  на конъюнктуру, основанное на  регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

- использование  мер воздействия на процесс  концентрации в ведущих отраслях  экономики, в том числе специализированных  на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования  спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы  структурной политики стали на современном  этапе ведущими направлениями экономической  политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской  деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.

Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.

В условиях России, где издержки на повседневное преодоление  административных барьеров в предпринимательской  деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.

Все вышеприведенные  факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном  этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном  регулировании и саморегулировании  предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть  сущность, виды и формы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности;

- изучить  методы государственного регулирования  предпринимательской деятельности;

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

1.1 Виды и формы государственного  регулирования предпринимательской  деятельности

Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  реализуется через три основные функции:

1) создание  условий цивилизованного функционирования  рынка:

- определение  формы собственности хозяйствующих  субъектов и правил управления;

- создание  механизма обеспечения исполнения  хозяйственных договоров;

- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

- защита интересов  и прав потребителей продукции  хозяйствующих субъектов;

- установление  денежной системы;

- установление  стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое  планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение  макроэкономических проблем:

- объем национального  производства;

- пропорциональность  развития экономики;

- темпы экономического  роста;

- внешнеэкономический  баланс страны;

- уровень  занятости трудоспособного населения страны;

- социальная  защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид  субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и  методы государственного контроля, регулирования  и управления предпринимательской  деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств  государственно-правового воздействия  на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и  внутренняя), в которой действует  хозяйствующий субъект. Под экономической  средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической  среды, которые делятся на следующие  категории:

- характер рыночных отношений;

- характер  правовых связей между хозяйствующими  субъектами;

- общесоциальные  факторы;

- общеэкономические  условия;

- общеполитические  факторы.

Рынок - система  экономических отношений между  продавцами и покупателями, основными  элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией  продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной  форме как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

- предупреждением  экологических катастроф и решением  экологических проблем, порождаемых  свободой выбора субъектами сферы  экономической деятельности;

- борьбой  с криминализацией предпринимательских  отношений;

- предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

- контролем  за использованием общенациональных  ресурсов;

- социальной  защитой наименее обеспеченных  слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что  характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

1.2 Основные направления в государственном регулировании

Основные  направления в государственном  регулировании рыночных отношений  следующие:

1. Установление  целей развития рынка. В государственном  законодательстве указываются только  общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)