Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:58, реферат
Краткое описание
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ 1.1.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 1.2.Основные направления в государственном регулировании 1.3.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список литературы
2. Государственное
законодательство закрепляет и
гарантирует все формы собственности и их равенство.
В обществе существуют
две формы управления: государственное
управление и общественное управление
(через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное
управление в широком смысле - это
управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные
органы власти; и в узком смысле - это деятельность
исполнительных органон власти.
Принципы
государственного управления: народовластие,
подзаконный характер действия (на
основе закона), распорядительный характер
(исполнительная власть - материальные
ресурсы), юридически властный характер,
разделение властей, федерализм (центр
- регион).
Функции государственного
управления:
- прогнозирование
(Федеральный закон "О прогнозировании
и социально-экономических программах").
Прогноз: ежегодный, краткосрочный
и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный
характер, не обеспечивается финансированием;
- планирование
(план-закон принимается законодательным
органом и имеет высшую юридическую
силу, обязательное исполнение, ответственность
за неисполнение);
- нормативное
регулирование;
- методическое
руководство;
- подбор и
расстановка кадров;
- материально-техническое
обеспечение;
- финансирование;
- информационное
обеспечение;
- оперативное
управление собственностью;
- учет и
контроль.
1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской
деятельности
Методы государственного
регулирования деятельности хозяйствующих
субъектов реализуются в следующих
формах:
- убеждением;
- принуждением,
в том числе юридической ответственностью
(уголовная и административная) в свою
очередь методы государственного регулирования
делятся на:
Следует отметить,
что на современном этапе развития
рыночных отношений в государстве
произошел отрыв экономических
методов от административных. Кроме
того, эти два метода не реализуются,
без правовой формы, так как государственное
регулирование экономической деятельности
хозяйствующих субъектов носит подзаконный
характер.
Государственная
политика регулирования экономики
направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей
и, в частности, по административному надзору
и нормативному регулированию производства.
Сейчас нормативное регулирование распространилось
на новые области, такие как: безопасность
продукции (продовольственных и фармацевтических
товаров), разработка и внедрение унифицированных
национальных стандартов качества (в том
числе и стандартов безопасности продукции).
С целью сдерживания производства и расточительного
потребления применяются меры прямого
и косвенного регулирования: нормативные
стандарты качества продукции, налоговое
дестимулирование инвестиций, косвенные
налоги на потребителей.
Важным направлением
государственного регулирования является
патентная политика государства. Она
сводится к ограничению срока
жизни патента и осуществлению принудительного
лицензирования новых патентов за относительно
умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом
финансового регулирования предпринимательской
деятельности является предоставление
прямых кредитов и субсидий, в первую
очередь на обновление и совершенствование
производственного аппарата компаний
за счет государственных средств. Эти
средства применяются тогда, когда частный
бизнес не в состоянии самостоятельно
вывести то или иное звено национального
производства из полосы затруднений. Все
большее значение приобретают программы
льготного кредитования и субсидирования
определенных отраслей, гарантирования
займов, меры по поддержанию или сдерживанию
роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской
импортной политикой и другими средствами
стабилизации рынка. Регулирование процентных
ставок по депозитам и ссудам на рыночной
основе предполагает, что частному бизнесу
обеспечивается большая свобода выбора
условий и способов финансирования.
Одна из важнейших
функций государственного регулирования - разработка общих
принципов и осуществление внешнеэкономической
политики страны.
В обобщенном
виде в задачи государственного регулирования
входят:
- разработка,
принятие и контроль за законодательством,
обеспечивающим правовую основу
и защиту интересов предпринимателей;
- повышение
эффективности государственного
регулирования и снижение соответствующих
издержек;
- ослабление
прямых форм вмешательства и
бюрократического контроля за
деятельностью предприятий;
- создание
условий для свободной и добросовестной конкуренции на
рынке, свободного перемещения товаров
на внутреннем и внешнем рынках, контроль
за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение
товарно-денежного и бюджетного
равновесия посредством финансовой,
налоговой, процентной политики
и управления денежной эмиссией;
- сочетание
текущих и перспективных направлений
развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической
политики;
- содействие
долговременному росту накопления
капиталов и стабильному развитию,
сдерживание инфляции экономическим путем,
снятие ограничений административного
регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение
свободного передвижения рабочей
силы и соблюдения норм трудового
законодательства и регулирования
частного найма и порядка оплаты
труда;
- поддержание
социального равновесия и приемлемого
для большинства населения уровня
дифференциации и распределения
доходов.
Сегодня необходимо
реорганизовывать всю систему регулирования,
так как существующие в ней
проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит, неэффективности
финансовых рынков.
Так как за
государством предлагается сохранить
в большей степени, надзорные
и контрольные функции ,а на СРО смещаются функции
регулирования, то к самим СРО должен быть
предъявлен ряд требований.
Первое требование - достаточность представительства.
Это должна быть определенная, приемлемая
доля рынка, например 25% участников рынка.
Или какой-либо иной показатель. Например,
арбитражные управляющие решили, что 100
членов обеспечивают достаточность представительства,
необходимого для создания СРО. Второе - наличие
механизма гарантирования исполнения
обязательств или материальной ответственности,
т.е. страхование профессиональной ответственности
членов СРО, в том числе путем создания
обществ взаимного страхования или компенсационных
фондов при СРО. И третье - категорический
запрет на предпринимательскую деятельность
саморегулируемых организаций, для того
чтобы она сама не конкурировала со своими
членами. Остальные требования к СРО могут
быть сформулированы в специальных законах
с учетом специфики конкретных сегментов
рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борманн
Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент.
Предпринимательская деятельность
в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.
2. Афанасьев
В. Малый бизнес: проблемы становления.//
Российский экономический журнал.
- 2005 - №5 - С. 10.
3. Лапуста
М. Г., Старостин Ю. Л. Малое
предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Мягков П.,
Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка
обязательна. /// Российский экономический
журнал. - 2005 - №10 - С. 15