Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1.Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2.Основные направления в государственном регулировании
1.3.Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

хоз право ира.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

2. Государственное  законодательство закрепляет и  гарантирует все формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две формы управления: государственное  управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле - это  управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органон власти.

Принципы  государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть - материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр - регион).

Функции государственного управления:

- прогнозирование  (Федеральный закон "О прогнозировании  и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

- планирование (план-закон принимается законодательным  органом и имеет высшую юридическую  силу, обязательное исполнение, ответственность  за неисполнение);

- нормативное  регулирование;

- методическое  руководство;

- подбор и  расстановка кадров;

- материально-техническое  обеспечение;

- финансирование;

- информационное  обеспечение;

- оперативное  управление собственностью;

- учет и  контроль.

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов реализуются в следующих  формах:

- убеждением;

- принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность,  принуждение к действиям) - прямое  регулирование;

2) экономические  (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) - косвенное регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве  произошел отрыв экономических  методов от административных. Кроме  того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное  регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она  сводится к ограничению срока  жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших  функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования  входят:

- разработка, принятие и контроль за законодательством,  обеспечивающим правовую основу  и защиту интересов предпринимателей;

- повышение  эффективности государственного  регулирования и снижение соответствующих  издержек;

- ослабление  прямых форм вмешательства и  бюрократического контроля за  деятельностью предприятий;

- создание  условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

- обеспечение  товарно-денежного и бюджетного  равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики  и управления денежной эмиссией;

- сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной  политики и научно-технической  политики;

- содействие  долговременному росту накопления  капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

- обеспечение  свободного передвижения рабочей  силы и соблюдения норм трудового  законодательства и регулирования  частного найма и порядка оплаты  труда;

- поддержание  социального равновесия и приемлемого  для большинства населения уровня  дифференциации и распределения  доходов.

Сегодня необходимо реорганизовывать всю систему регулирования, так как существующие в ней  проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит, неэффективности финансовых рынков.

Так как за государством предлагается сохранить  в большей степени, надзорные  и контрольные функции ,а на СРО смещаются функции регулирования, то к самим СРО должен быть предъявлен ряд требований.

Первое требование - достаточность представительства. Это должна быть определенная, приемлемая доля рынка, например 25% участников рынка. Или какой-либо иной показатель. Например, арбитражные управляющие решили, что 100 членов обеспечивают достаточность представительства, необходимого для создания СРО. Второе - наличие механизма гарантирования исполнения обязательств или материальной ответственности, т.е. страхование профессиональной ответственности членов СРО, в том числе путем создания обществ взаимного страхования или компенсационных фондов при СРО. И третье - категорический запрет на предпринимательскую деятельность саморегулируемых организаций, для того чтобы она сама не конкурировала со своими членами. Остальные требования к СРО могут быть сформулированы в специальных законах с учетом специфики конкретных сегментов рынка.

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борманн  Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность  в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.

2. Афанасьев  В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. - 2005 - №5 - С. 10.

3. Лапуста  М. Г., Старостин Ю. Л. Малое  предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. /// Российский экономический журнал. - 2005 - №10 - С. 15

5. Оноприенко  В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 2005

6. Певзнер  А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", 2002

7. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Предпринимательство  на пороге третьего тысячелетия:  Блинов А.О.; Шапкин И.Н. - М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2001.

9. Предпринимательство:  Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.

10. Предпринимательство:  Учебник для студентов вузов/под  ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Предпринимательство:  Учебник для студентов вузов/под  ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.

12. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №5 - С.20

13. Серегин  А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 2001

14. Шахмалов  Ф. Малое предпринимательство  в системе рыночных реформ: проблемы  роста или выживания.// Вопросы экономики, 2005.

15. Шулятьева  Н.А. Малый бизнес в условиях  рынка.// Деньги и кредит. - 2002. - №1 - С.12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности (формы и методы)