Граждане (физические лица) как субъекты хозяйствования. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы как субъекты хозяй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Хозяйствующими субъектами следует понимать физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять.
К субъектам хозяйствования следует отнести:
― физических лиц (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства);
― юридических лиц (иностранные юридические лица, международные юридические лица);
― государство (Республика Беларусь, иностранные государства);
― административно-территориальные единицы.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 2 .doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Граждане (физические лица) как субъекты хозяйствования

Хозяйствующими субъектами следует понимать физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять.

К субъектам хозяйствования следует отнести:

  • физических лиц (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства);
  • юридических лиц (иностранные юридические лица, международные юридические лица);
  • государство (Республика Беларусь, иностранные государства);
  • административно-территориальные единицы.

К физическим лицам относятся:

  • граждане Республики Беларусь
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства

Иностранные граждане, постоянно  проживающие на территории Республики Беларусь, осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные граждане, временно пребывающие и временно проживающие  в Республике Беларусь, имеют право  на занятие:

  • трудовой деятельностью при получении специального разрешения, выданного Министерством внутренних дел;
  • предпринимательской деятельностью при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел.

Под специальным разрешением  понимается документ, подтверждающий право иностранца на временное осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Специальное разрешение выдается на срок, указанный в заявлении  о выдаче специального разрешения, но не более срока действия разрешения на временное пребывание или регистрации в Республике Беларусь.

 гражданская правоспособность — способность иметь права и нести обязанности. Она возникает у гражданина в момент его рождения.

Все граждане обладают равной правоспособностью

Физические лица обладают не только гражданской правоспособностью, но и гражданской дееспособностью.

Гражданская дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их

В полном объеме она возникает  у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста(связывают с полным созреванием психики).

Однако ч. 2 ст. 20 ГК предусматривает  исключение из общего правила. В случае, когда законодательством допускается эмансипация.

Ч. 1 ст. 26 ГК устанавливает, что несовершеннолетний, достигший  шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (усыновителей) или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если эти лица не дают такого согласия, и в случае отказа органов опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, решение об эмансипации несовершеннолетнего принимает суд.

Физические  лица осуществляют предпринимательскую деятельность после приобретения статуса индивидуального предпринимателя путем прохождения процедуры государственной регистрации.

Государственную регистрацию физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют облисполкомы, Минский, Гродненский, Брестский, Гомельский, Витебский, Могилевский горисполкомы, которые вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  в регистрирующий орган представляются:

  • заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства (лицензируемые виды деятельности);
  • анкета установленного образца;
  • документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются);
  • фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
  • платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в то же день.

На основании  представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

На основании  решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган:

  • присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер;
      • выдает не позднее 1 рабочего дня: свидетельство о государственной регистрации; разрешение на право изготовления печатей; документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование;
  • представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Министерство  юстиции вносит запись о включении  субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

 

 Юридические  лица как субъекты хозяйствования

 

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету

Признаки  юридического лица:

  • организационное единство;
  • обособленное имущество;
  • самостоятельная имущественная ответственность;
  • выступление в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Одним из правовых средств  индивидуализации юридических лиц является наименование юридического лица.

Статья 50 ГК предъявляет  к наименованию юридического лица определенные требования. Во-первых, оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, потребительский кооператив, фонд и т.п.).

Во-вторых, наименование некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций, должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации  документов один из учредителей создаваемого юридического лица должен согласовать с Министерством юстиции его наименование.

Место нахождения юридического лица имеет важное  практическое значение для решения ряда правовых вопросов:

  • определения места заключения договора, если оно не указано в тексте;
  • определения места исполнения обязательств;
  • определения подсудности спора;
  • правильного применения актов местных органов власти;
  • обеспечения почтовых коммуникаций с контрагентами.

Местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации или место, указанное в учредительных документах.

Учредительными  документами юридического лица является устав (унитарное предприятие, акционерное общество) либо учредительный договор и устав (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (полное, коммандитное товарищество). В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридические лица как  и физические обладают правосубъектностью, однако в отличие от физических лиц  правоспособность и дееспособность юридического лица возникает  одновременно с момента государственной регистрации и прекращается с прекращением действия юридического лица.

Юридические лица в зависимости  от цели их деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полных, коммандитных), обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственных кооперативов, унитарных предприятий (государственные, частные) и крестьянских (фермерских хозяйств).

Государственной регистрации  в соответствии с Положением о  государственной регистрации и  ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (с изм. и доп.) подлежат:

  • создаваемые (реорганизуемые) юридические лица, хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
  • ассоциации (союзы) — объединения коммерческих организаций; объединения некоммерческих организаций; объединение коммерческих организаций и некоммерческих организаций;
  • изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующими органами являются:

  • облисполкомы (Минский горисполком) — коммерческие организации с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;
  • Национальный банк — банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
  • Министерство финансов — страховые организации, включая страховые организации с иностранными инвестициями;
  • Министерство юстиции — торгово-промышленные палаты;
  • Администрации свободных экономических зон — коммерческие организации, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;
  • облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский, Минский горисполкомы — субъекты хозяйствования, не указанные выше.

Для государственной  регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют в регистрирующий орган:

  1. Заявление, оформленное в установленном порядке;
  2. Анкету установленного образца на каждого учредителя — физическое лицо;
  3. Копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
  4. Учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
  5. Документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд);
  6. Документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации — физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;
  7. Легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей — иностранных организаций;
  8. Копию паспорта с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей — иностранных физических лиц;
  9. Гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях, — документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собствен<span class="dash0421_0442_0430_0

Информация о работе Граждане (физические лица) как субъекты хозяйствования. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы как субъекты хозяй