Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:52, реферат
В результате приватизации, проведенной с соблюдением всех установленных законодательством требований, лицо, которому безвозмездно передано жилое помещение, становится его собственником. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
1. Реализация гражданами права собственности на свои
квартиры и жилые дома: пользование, сдача в наем, последствия
сноса дома в связи с изъятием земельного участка для
государственных и муниципальных нужд.
2. Предоставление гражданам жилого помещения
по договору социального найма. Соотношение договора найма
и ордера на жилое помещение.
Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский экономико-
Контрольная работа
По дисциплине: «Жилищное право»
Вариант 6
Выполнил студент
заочной формы обучения
набора ЮЗС-10: Проверил: Афанасьева О.В.
Уфа, 2012
Содержание
1. Реализация гражданами права собственности на свои
квартиры и жилые дома: пользование, сдача в наем, последствия
сноса дома в связи с изъятием земельного участка для
государственных и муниципальных нужд. 3
2. Предоставление гражданам жилого помещения
по договору социального найма. Соотношение договора найма
и ордера на жилое помещение. 7
3. Задача. 13
Список литературы 14
1. Реализация гражданами права собственности на свои квартиры и жилые дома: пользование, сдача в наем, последствия сноса дома в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
В результате приватизации,
проведенной с соблюдением всех
установленных
В соответствии с ГК РФ и ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В связи с тем, что собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему жилым помещением с учетом ограничений, предусмотренных ЖК РФ, ему принадлежит право предоставлять во владение и (или) в пользование указанное жилое помещение.
Собственник имеет право предоставить принадлежащее ему жилое помещение:
1) гражданину. В этом
случае основанием для
2) юридическому лицу (например, по договору аренды). При этом необходимо обратить внимание на требования, установленные гражданским законодательством и ЖК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему помещения, т. е. он несет расходы и соответствующие обязанности (бремя), связанные с содержанием жилого помещения и поддержанием его в надлежащем состоянии.
Можно выделить следующие случаи, касающиеся содержания принадлежащего собственнику имущества:
1) если объектом собственности
является квартира в
2) если объектом собственности
является комната в
Собственники жилых помещений обязаны:
1) поддерживать данное
помещение в надлежащем
2) соблюдать права и законные интересы соседей;
3) выполнять правила пользования жилыми помещениями;
4) соблюдать правила
содержания общего имущества
собственников помещений в
При неисполнении данных обязанностей органом местного самоуправления выносится предупреждение собственнику, в котором содержится предписание об устранении выявленных нарушений.
Если предписание органа местного самоуправления не будет исполнено, то к собственнику жилого помещения могут быть применены санкции, содержащиеся в статье 293 ГК РФ.
Согласно Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статья 235 ГК РФ содержит основания прекращения права собственности.
Оно прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания
на имущество по обязательствам
- изъятие имущества путем
2) отчуждение имущества,
которое в силу закона не
может принадлежать данному
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке. Указанное имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов (ст.239 ГК РФ);
4) выкуп бесхозяйственно
содержимых культурных
5) реквизиция - изъятие имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (ст.242 ГК РФ);
6) конфискация - это
безвозмездное изъятие у собств
7) отчуждение имущества в ряде конкретных случаев, предусмотренных гражданским законодательством и т.д.
Кроме того, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Хотя по общим нормам отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом, ст.9.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает порядок деприватизации приватизированного жилого помещения.
2. Предоставление
гражданам жилого помещения по
договору социального найма.
Жилые помещения предоставляются по договорам социального найма состоящим на учете нуждающимся гражданам в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет и, разумеется, наличия соответствующих жилых помещений. Лишь трем категориям граждан в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (и, как правило, даже без их принятия на учет в качестве нуждающихся):
1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции (например, в результате стихийного бедствия);
2) детям-сиротам и оставшимся
без попечения родителей, а
также взрослым лицам из их
числа по окончании их
3) гражданам, страдающим
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое органом местного самоуправления, влечет прекращение жилищного (административного) правоотношения, возникшего из факта принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях. Одновременно оно становится и основанием для заключения в установленный им срок договора социального найма (ч. 4 ст. 57 ЖК РФ), в силу которого у наймодателя возникает обязанность передать гражданину-нанимателю соответствующее жилье. В этом качестве больше не выступает «ордер на занятие жилого помещения» - административно-правовой документ, ранее оформлявшийся на основании решения о предоставлении государственного или муниципального жилья и традиционно считавшийся единственным основанием для его занятия (вселения) и заключения договора жилищного найма.
Вместе с упразднением ордера отпали и особые жилищные права на получение ордера и на вселение гражданина-ордеродержателя в указанное в ордере жилое помещение, составлявшие важнейшие элементы соответствующих видов жилищных правоотношений, что существенно упростило структуру последних. Соответственно, и место судебных споров о признании ордера недействительным заняли споры о недействительности заключенного договора жилищного (социального) найма, рассматриваемые по общим нормам гражданского права о недействительности сделок.
Установив в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие ЖК РФ договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.
Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 г. является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 г. оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 г. правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.
Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.