Налог: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов государства. Кроме этого налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. Налоги являются необходимым инструментом построения экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие налога, и его основные признаки…………………………...4
2. Функции налогов……………………………………………………….10
3. Виды налогов……………………………………………………………15
4. Основы построения налогов и принципы налогообложения…….20
5. Заключение………………………………………………………...........24
6. Список литературы…………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     -   К местным налогам и сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор.

     5) Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.

     -   Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) – это индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.

     -   Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

     6) По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

     -   Кадастровый  -  (от слова кадастр - таблица,  справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     -   На основе декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и непосредственно лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

     -   У источника. Этот налог вносится лицом, получающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основы  построения налогов  и принципы налогообложения.
 

       В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад и др. Каждый налог содержит все эти элементы.

     1)Налогоплательщики и плательщики сборов (субъекты налога или сбора) — организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

     2)Объект налога — предмет, в том числе действие, подлежащее обложению (доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и т.д.).

     3)Объект налогообложения — предмет на который падает налог: доход, имущество, заработная плата, капитал и т.д.

     4)Единица обложения — единица измерения объекта (например, по подоходному налогу — рубль, налогу на землю — га).

     5)Налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется по закону налоговая ставка. Она равна объекту за минусом налоговых льгот.

     6)Налоговый период представляет собой период времени, по которому

определяются  обязанности налогоплательщика  по тому или иному налогу

(ведение налогового  учета, представление отчетов  и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные Налоговым Кодексом или иным актом налогового законодательства).

     7)Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных.

     8)Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством.

     9)Налоговые скидки — уменьшение налоговой базы на определенную величину в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом.

     10)Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии определенных оснований на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком или иным обязанным лицом суммы кредита.

     11)Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

     12)Источник налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. 

     Важным  вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

     1. “Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности,  сообразно своей относительной  платежеспособности, т.е. соразмерно  доходу, которым он пользуется под охраной правительства.

     2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен,  а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть известны и ясны  как самому налогоплательщику,  так и всякому другому.

     3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

     4. Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства”. 

     В компактной и современной формулировке эти принципы могут быть представлены следующим образом:

     —      принцип справедливости и единообразия, утверждающий необходимость равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками соразмерно их доходам;

     —      принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику налога;

     —      принцип удобности и простоты определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

  • принцип экономии или целесообразности, предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

     Основные  методы налогообложения:

     Равное  налогообложение — налогообложение  по ставкам, определяемым в абсолютной сумме.

     Пропорциональное  налогообложение — налогообложение  по ставкам, действующим в едином проценте к объекту обложения.

     Прогрессивное налогообложение — налогообложение  по ставкам, увеличивающимся с ростом объекта обложения по действующей шкале.

     Регрессивное  налогообложение — налогообложение  по ставкам, понижающимся по мере роста объекта налога (сейчас они как правило не используются).

     Субъективный  фактор играет огромную роль в жизнедеятельности  государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы  налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребности правительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Заключение.
 

     Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. Это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Налоги являются источниками пополнения доходной части бюджета. Это безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

     Важным  вопросом теории налогов являются принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.

     Устойчивую  налоговую систему можно создать  только на серьезной теоретической  основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  производственный и научный потенциал.

     В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

     И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

     Несомненно  вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Список  литературы.
 
     
    1. «Современная экономика. Общедоступный  учебный  курс», Мамедов О. Ю., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997 год
    2. «Экономическая теория. Ключевые вопросы, Гукасьян Г. И., Москва: «Инфра-М», 1998 год
    3. «Налоги и налогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия»», Дуканич Л. В., Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 год
    4. «Экономическая теория: Учебник», Иохин В.Я., Москва: «Юрист», 2001 год
    5. «Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие», Москва: «ИКФ Омега-Л», 2003 год
    6. «Налоговый кодекс Российской федерации (в 2-х частях)». Москва: «ПРИОР», 2002 год
    7. «Налоги и налогообложение: Учебник», Д. Г. Черник, 2-е изд., доп. и переработка, Москва: «ИНФРА-М», 2003 год
    8. «Налоги и налогообложение: Учебник», Юткина Т. Ф., 2-е изд., доп. и переработка, Москва: «ИНФРА-М», 2003 год
    9. «Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения», Осетрова Н.И., Налоговый вестник №3, 2001 год
    10. «Конституция Российской Федерации», Санкт-Петербург, 2000 год

Информация о работе Налог: понятие, виды