Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:57, контрольная работа
Цели данной работы:
установить, что собой представляют инвестиционные фонды;
установить, что собой представляет холдинг;
определить цели создания холдингов;
разобрать, каким образом в российском законодательстве регулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1
Фонды………………………………………………………………………5
Акционерные инвестиционные фонды……………………………7
Паевые инвестиционные фонды…………………………………..13
Глава 2
Понятие и виды холдинговых компаний……………………………….19
2.1 Виды холдинговых компаний………………………………………..23
2.2 Цели создания холдинговой компании……………………………...26
2.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...36
Но, следует заметить, что указами Президента Российской Федерации установлено нераспространение норм раздела 3 Положения о холдинговых компаниях, регулирующих специфику финансовых холдинговых компаний, на отдельные влиятельные холдинги (так установлено, что положения раздела 3 не применяются при оплате дополнительных акций, выпущенных открытым акционерным обществом "ТВЭЛ", при создании ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", для всех холдинговых компаний, создающихся в оборонной промышленности в форме открытых акционерных обществ путем внесения в их уставные капиталы в качестве вклада Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации, а также при оплате доли РФ в уставных капиталах уже созданных холдинговых компаний находящимися в федеральной собственности акциями). Некоторые из положений утратили силу.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 года № 395-1 с изменениями, дает определение банковского холдинга (см выше, с.8). Под существенным влиянием применительно к банковскому холдингу понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения ими предпринимательской деятельности по причине участия его в уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы, и назначать единоличные исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а так же возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Из приведенных положений следует, во-первых, что головная организация банковского холдинга не должна быть кредитной организацией; во-вторых, что ФЗ "О банках и банковской деятельности", раскрывая понятие "существенное влияние" приводит закрытый перечень оснований установления контроля одного юридического лица над другими, что в принципе не согласуется со ст.105 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предполагает, что возможность определять решения хозяйственного общества происходит из любых обстоятельств, позволяющих установить между организациями отношения власти - подчинения.
Головная организация банковского холдинга в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. Управляющая компания банковского холдинга представляет собой хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг Шиткина И.С. Указ. соч. С. 31.. Управляющая компания не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Головная компания банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе и о ее реорганизации и ликвидации.
Таким образом, управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной задачей которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг.
Смешанная холдинговая компания, наряду с владением контрольным пакетом акций и правом руководить другими компаниями, активно занимается торговлей или бизнесом и имеет в своем балансовом отчете вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимо и недвижимого имущества. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М., 2007, с. 144
2.2. Цели создания холдинговой компании
Цели при создании холдингов напрямую зависят от времени, места, способа и задач, реализуемых при образовании холдинговых компаний. Нельзя, например, сравнить цели создания холдингов при приватизации и акционировании государственных предприятий и цели организации холдинговых компаний в рыночных условиях путем консолидации пакетов акций (долей участия) либо в результате реструктуризации коммерческих организаций.
Эффект объединения юридических лиц в холдинговую компанию заключается в том, что преимущества от объединения достигаются посредством умножения возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинговые компании как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями, обладают следующими преимуществами:
- реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
- минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не формирующими данную группу, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
- значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
- возможностью создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
- возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
- объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства.
Холдинговые компании наряду с общими для всех предпринимательских объединений преимуществами имеют некоторые специфические особенности организации, положительно выделяющие эту форму из ряда других. К числу таких преимуществ относятся:
- возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения. Рискованные операции могут быть перенесены в дочерние общества, поскольку, будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность по своим обязательствам только принадлежащим им имуществом (за исключением случаев привлечения к ответственности основного общества). Стратегия ограничения рисков предусматривает размещение основных ликвидных активов холдинговой компании в специально созданных для этих целей структурах;
- возможность централизации целого ряда функций и тем самым экономии управленческих затрат. Как правило, функциональное распределение обязанностей между основным и дочерними обществами происходит таким образом, что в сфере внимания основного общества оказываются такие полномочия, как планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухгалтерский учет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение, статистика, возможно маркетинг и организация сбыта;
- обеспечение единого внутри холдинговой компании налогового и финансового планирования. Корпоративные схемы налогового планирования, направленные на снижение налоговых потерь, могут быть основаны, в частности, на рациональном распределении функций внутри холдинга, внутреннем ценообразовании, создании участниками холдинга централизованных фондов (резервов);
- обеспечение конфиденциальности
контроля. В холдинговой системе организации
предпринимательской деятельности на
верхушке "холдинговой пирамиды"
может быть общество, созданное отдельными
лицами, чей реальный контроль, осуществляемый
через органы управления основного общества,
практически скрыт и может быть выявлен
только через систему аффилированных
лиц. Кулагин М.И. Государственно-
Отдельные из названных преимуществ в создании холдинговых компаний оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация отдельных сегментов рынка или минимизация налогообложения за счет установления по внутреннему обороту между участниками холдинга "трансфертных" цен могут иметь в целом для экономики отрицательное значение.
2.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
Правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации существенным образом отстает от предпринимательской практики. Компании холдингового типа возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. Россия, по мнению некоторых авторов Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., 2003. С. 33., является страной с традициями ведения крупного бизнеса в отличие от многих других европейских стран, экономический фундамент которых составляет малое и среднее предпринимательство.
Холдинги возникли также и в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние. Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской Федерации не публиковались. "Анализ курсирующих в различных публикациях сведениях, - пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка)" Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. М., 2005, с. 111..
Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "Об акционерных обществах"), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.
Около трёх лет в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обсуждался проект Федерального закона "О холдингах". Принятый Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2002 г. с жесткой формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В законопроекте совершенно не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческие аспекты. М.: Городец-издат. 2003. с. 45.
Одним из положительных моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение налогообложения. Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам.
Правовую основу создания холдингов с участием государства или муниципальных образований создает Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" СЗ РФ. 2002. №4. Ст. 251. Закон вступил в силу 26.04.02 г., в частности ст.25 "Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ" и ст.26 "Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления". Упоминание о холдингах содержится в Федеральном законе "Об акционерных обществах", в соответствии с подп.18 п.1 ст.48 которого принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций относится к компетенции общего собрания акционеров.
Нашей позицией является точка зрения о неоправданности значительного своеобразия правового регулирования холдинговых компаний в связи с профилем их деятельности и о необходимости установления единых критериев определения холдинговых компаний в различных отраслях законодательства. Жилинский С. Э. Предпринимательское право. М., 2007, с. 746.
Такой подход при определении холдинговой компании используется и в проекте Федерального закона "О холдингах". Проект Федерального закона «О холдингах» Согласно законопроекту холдингом является совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. Холдинговые отношения согласно законопроекту могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
преобладающего участия
одного хозяйственного общества или
хозяйственного товарищества (головной
компании), в уставном капитале другого
хозяйственного общества; под преобладающим
участием в капитале хозяйственного
общества (участника холдинга) понимается
владение головной компанией акциями
(долями) в размере, позволяющем в
соответствии с законодательством
РФ и уставом хозяйственного общества
определять любые решения, принимаемые
указанным хозяйственным
договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц - участников холдинга;