Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прежде
чем перейти к сущностной характеристике
внешнеэкономической
Таким образом,
внешнеэкономическая
Сразу же
следует отметить, что до 1980-х
гг. термин «внешнеэкономическая деятельность»
ни в теории, ни в практике не употреблялся,
поскольку сделки между гражданами
и организациями различной
Многие
авторы юридической литературы определение
внешнеэкономической
Таким образом, легальное понятие «внешнеэкономическая деятельность» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует.
В норму
ч.3 преамбулы Закона Республики Беларусь
от 25 октября 1990 г. «Об основах
О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов рассматривают внешнеэкономическую деятельность как деятельность государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. «В первом случае она направлена на установление государственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права». В.Е. Верба разделяет понятия внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, но в то же время в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности определяет и государство. На наш взгляд, в данном случае имеет место подмена понятия внешнеэкономические связи – как формы межгосударственных отношений во внешнеэкономической сфере и внешнеэкономическая деятельность – как производственной и коммерческой деятельности субъектов хозяйствования, к которым нельзя отнести властные государственные структуры. Иной точки зрения придерживается В.В. Покровская, разделяя содержание понятий «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность». Она определяет внешнеэкономические связи как формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Такой подход представляется достаточно аргументированным. «Внешнеэкономические связи» - понятие наиболее широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические исследования и валютно-финансовые операции [29, С.13-14].
Исходя из таких подходов, можно определить внешнеэкономические связи как форму международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях.
В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях». Внешнеэкономическая деятельность – это, прежде всего, производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. Внешнеэкономическая деятельность – часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства [28, С.12].
Субъектами
внешнеэкономической
- государство;
- группы государств;
- международные организации;
- транснациональные компании;
-физические лица (обладающие необходимым статусом субъекта предпринимательской деятельности);
- юридические лица и их представительства;
- объединения физических и юридических лиц.
В зависимости от их правового статуса, а также места жительства (для физических лиц) и места государственной регистрации можно подразделить на резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;
юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;
юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;
международные организации
Правом
на осуществление внешнеторговой деятельности
обладают все резиденты и нерезиденты
Республики Беларусь, а также Республика
Беларусь, ее административно-
Среди всех субъектов внешнеэкономической деятельности в силу обладания особым правовым статусом выделяется Республики Беларусь – особый субъект, обладающий политической властью и в силу этого осуществляет внешнеэкономическую политику, определяющий правовой режим внешнеэкономической деятельности и устанавливающий меры ответственности за нарушение законодательства в этой области [42, С.319-320].
Сфера внешнеэкономической деятельности определяется внешнеэкономической политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. [27, С.9].
Принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внешней политики государства определяет Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-3 «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь».
Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
соразмерность
внешнеполитических целей политико-
повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
добровольность
вхождения и участия в
приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь (п.23 Закона№60-З) [8].
Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:
содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
создание
благоприятных
формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека (п.25 Закона №60-З) [8].
Основными
направлениями в сфере
совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг;
создание
благоприятных условий для
защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке;
обеспечение условий роста экспорта;
осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством Республики Беларусь;
развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;
обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь (п.27 Закона №60-З) [8].
Таким образом,
государство, в целях совершенствования
внешнеэкономической
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь