Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОЛМ1 Microsoft Office Word.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)
  1. Публично-правовой – отношения на этом уровне складываются между субъектами, наделенными публичной властью. Поскольку основными субъектами таких отношений выступают государства и субъекты, производные от государств, - международные организации, - такие отношения именуются межгосударственными. Их специфика объясняется особым элементом правосубъектности указанных субъектов – суверенитетом.
  2. Частноправовой – участниками отношений этого уровня выступают физические лица и организации со статусом юридического лица. Исходя из целей участия и статуса этих субъектов, отношения с их участием называются международными немежгосударственными отношениями или частноправовыми отношениями, осложненными иностранным элементом [43, С. 341-342].

Прежде  чем перейти к сущностной характеристике внешнеэкономической деятельности, необходимо уяснить соотношение  терминов «внешнеэкономический» и  «международный». В юридической  литературе по международному частному праву аналогичный вопрос ставился по поводу соотношения терминов «международная коммерческая сделка» и «внешнеэкономическая сделка». Так, по мнению Г.К. Дмитриевой, эти термины «бесспорно равнозначны, хотя некоторое оттеночное различие существует». Суть этого различия объясняется  следующим образом: «Внешнеэкономическая сделка» выражает позицию одного государства. Такое сотрудничество есть не  что иное, как их внешнеэкономическая  деятельность, правовой формой которой  является внешнеэкономическая сделка. Что же касается позиции двух и  более других государств, то они  эту же деятельность оценивают как  международную экономическую деятельность, а соответствующие сделки – как  международные коммерческие сделки. Соглашаясь с этой точкой зрения, необходимо лишь добавить, что термин «внешнеэкономический», применяемый для характеристики общественных отношений первого  уровня, не совпадает с этим термином в применении к отношениям второго  уровня. В первом случае он идентичен  термину «международный». Во втором случае он является синонимом термина  «немежгосударственный» и означает такие отношения, которые выходят за пределы одного государства и, следовательно, регулируются правовыми системами разных государств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность может носить межгосударственный и  немежгосударственный характер.

Сразу же следует отметить, что до 1980-х  гг. термин «внешнеэкономическая деятельность»  ни в теории, ни в практике не употреблялся, поскольку сделки между гражданами и организациями различной государственной  принадлежности укладывались в рамки  внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных  субъектов перешло в область  международной кооперации, международной  инвестиционной деятельности и т.д., возникли основания в использовании обобщающего понятия «внешнеэкономическая деятельность» [30, С.8-9].

Многие  авторы юридической литературы определение  внешнеэкономической деятельности трактуют по-своему так, например:

  1. Внешнеэкономическая деятельность – предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу товаров (продукции), капитала, работ и услуг, информации с целью извлечения прибыли [44, С.156].
  2. Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта [42, С.316].
  3. Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, региона, предприятия, включающую внешнюю торговлю товарами, услугами, интеллектуальным продуктом, иностранной инвестирование, осуществление совместных с другими странами проектов [47, С.19].
  4. Внешнеэкономическую деятельность можно определить как действия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, организаций со статусом юридического лица и физических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей в рамках международных межгосударственных и международных немежгосударственных экономических отношений, имеющих в своей основе имущественный и (или) неимущественный интерес.

Таким образом, легальное понятие «внешнеэкономическая деятельность» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует.

В норму  ч.3 преамбулы Закона Республики Беларусь от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь»  был включен лишь примерный перечень видов такой деятельности (внешняя  торговля, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество, специализация и кооперация в области производства, науки и техники, строительство и реконструкция объектов, осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетные, кредитные и другие банковские операции, туризм), и указывалось, что она осуществляется в области международного обмена товарами, услугами и результатами творческой деятельности. При этом в положениях Закона не конкретизировано, что следует понимать под международным обменом, и не названы работы в качестве объектов последнего [30, С.26-27; С.10].

О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов рассматривают внешнеэкономическую деятельность как деятельность государственных органов власти и управления, так и хозяйственных организаций. «В первом случае она направлена на установление государственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности экономических связей; во втором – на заключение и исполнение контрактов и иных договоров в пределах гражданского права». В.Е. Верба разделяет понятия внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, но в то же время в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности определяет и государство. На наш взгляд, в данном случае имеет место подмена понятия внешнеэкономические связи – как формы межгосударственных отношений во внешнеэкономической сфере и внешнеэкономическая деятельность – как производственной и коммерческой деятельности субъектов хозяйствования, к которым нельзя отнести властные государственные структуры. Иной точки зрения придерживается В.В. Покровская, разделяя содержание понятий «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность». Она определяет внешнеэкономические связи как формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Такой подход представляется достаточно аргументированным. «Внешнеэкономические связи» - понятие наиболее широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические исследования и валютно-финансовые операции [29, С.13-14].

Исходя из таких подходов, можно  определить внешнеэкономические связи  как форму международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях.

В отличие  от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая  деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях». Внешнеэкономическая деятельность – это, прежде всего, производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. Внешнеэкономическая деятельность – часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства [28, С.12].

Субъектами  внешнеэкономической деятельности являются:

- государство;

- группы государств;

- международные организации;

- транснациональные компании;

-физические лица (обладающие необходимым статусом субъекта предпринимательской деятельности);

- юридические лица и их представительства;

- объединения физических и юридических лиц.

В зависимости  от их правового статуса, а также  места жительства (для физических лиц) и места государственной  регистрации можно подразделить на резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

  1. Резиденты Республики Беларусь:

физические  лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе  временно находящиеся за пределами  Республики Беларусь;

юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1. Нерезиденты Республики Беларусь:

физические  лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся  в Республике Беларусь;

юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами  Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;

международные организации

Правом  на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты  Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные  единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством  Республики Беларусь, международным  и иностранным правом.

Среди всех субъектов внешнеэкономической  деятельности в силу обладания особым правовым статусом выделяется Республики Беларусь – особый субъект, обладающий политической властью и в силу этого осуществляет внешнеэкономическую политику, определяющий правовой режим внешнеэкономической деятельности и устанавливающий меры ответственности за нарушение законодательства в этой области [42, С.319-320].

Сфера внешнеэкономической  деятельности определяется внешнеэкономической  политикой. Внешнеэкономическая политика – политика государства, регулирующая все формы внешнеэкономических связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д. [27, С.9].

   Принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внешней политики государства определяет Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-3 «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

соблюдение  общепризнанных принципов и норм международного права;

соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

развитие  на основе общепризнанных принципов  и норм международного права всестороннего  сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

добровольность  вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

приверженность  политике последовательной демилитаризации  международных отношений;

отсутствие  территориальных претензий к  сопредельным государствам, непризнание  территориальных притязаний к Республике Беларусь (п.23 Закона№60-З) [8].

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

содействие  построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося  на общепризнанных принципах международного права;

равноправная  интеграция Республики Беларусь в мировое  политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

создание  благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий  для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного  потенциала государства;

формирование  добрососедских отношений с сопредельными  государствами;

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов  граждан Республики Беларусь за границей;

содействие  реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов  этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами  ее территории;

содействие  укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового  поражения и контролю над вооружением;

расширение  международного сотрудничества в области  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в  информационной и гуманитарной сферах;

привлечение внешних интеллектуальных и научных  ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека (п.25 Закона №60-З) [8].

Основными направлениями в сфере внешнеэкономической  деятельности являются:

совершенствование государственной  внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг;

создание  благоприятных условий для участия  белорусских товаров в международном  торгово-экономическом обороте;

защита интересов организаций  и индивидуальных предпринимателей - резидентов Республики Беларусь на внешнем  рынке;

обеспечение условий роста экспорта;

осуществление внешних государственных  заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга Республики Беларусь, установленного законодательством  Республики Беларусь;

развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких  технологий в целях ускоренного  развития национальной экономики;

обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых  невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь (п.27 Закона №60-З) [8].

Таким образом, государство, в целях совершенствования  внешнеэкономической деятельности, способствует развитию внешнеэкономических  отношений между субъектами такой  деятельности, путем создания благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий, тем самым обеспечивая экономические интересы республики.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь