Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Существуют
различные подходы к
Калинина М.А. формами таких связей выделяет внешнеторговую деятельность, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции. Прокушев Е.Ф. выделяет следующие формы внешнеэкономических связей: торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество и содействие. Формами внешнеэкономических связей, являются по мнению Стровского Л.Е., внешняя торговля; производственное кооперирование; совместные предприятия на территории страны; совместные предприятия за рубежом, иностранные предприятия на территории страны; концессии; переработка давальческого сырья; лизинг; научно-техническое сотрудничество; сотрудничество в банковской сфере; иностранный туризм; сотрудничество в свободных экономических зонах и др. Бабанин Л.С. различает следующие виды внешнеэкономической деятельности: внешняя торговля; международное инвестиционное сотрудничество» международная производственная кооперация; валютные и международные финансово-кредитные операции [26, С.11].
Соркин С.Л. в качестве видов внешнеэкономической деятельности выделяет:
- внешняя
торговля (товарами, услугами, работами,
информацией, результатами
- производственная
кооперация (сотрудничество между
иностранными партнерами в
- инвестиционное
сотрудничество (объединение финансовых
и материально-технических
- валютные
и финансово-кредитные
Как видно,
из приведенного анализа различных
взглядов, происходит смешивание понятий
внешнеэкономических связей с понятием
внешнеэкономической
Нельзя не отметить, что в настоящее время основным видом внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, и выступает важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь.
В настоящее
время внешнеэкономическая
Стратегически важной задачей для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения «плавного» вхождения в мирохозяйственные связи.
Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговле с другими странами.
В структуре
внешнеэкономической
Таким образом,
на уровне законодательства, понятие
внешнеэкономической
Многоуровневый
характер внешнеэкономической
Современное внешнеэкономическое
законодательство Республики Беларусь
представляет собой обширный правовой
массив, включающий акты самого различного
уровня и содержания. Вместе с тем
на данный момент практически отсутствует
какая-либо логическая система построения
законодательства в рассматриваемой
сфере. Анализ нормативных актов, принимаемых
высшими органами власти и управления,
создает впечатление
Внешнеэкономическая деятельность субъектов различных государств ставится в зависимость от правового режима, устанавливаемого для этих субъектов в конкретном государстве.
Мировая практика внешнеэкономической деятельности показала существование несколько видов правовых режимов: национальный режим, режим внешней торговли, зона свободной торговли, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим, приграничная торговля. Причем каждый режим имеет свои преимущества и недостатки [45, С.327].
В соответствии с пп.1.15 п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», понятие «национальный режим» понимается - режим, заключающийся в предоставлении товарам (услугам), происходящим с территорий иностранных государств (групп иностранных государств), равного режима в отношении продажи товаров (оказания услуг), предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Республики Беларусь с режимом, предоставляемым аналогичным или непосредственно конкурирующим товарам (услугам), происходящим с территории Республики Беларусь [9]. Таким образом, национальный режим предусматривает единые правила осуществления внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования, как своего государства, так и субъектов хозяйствования государства, заключившего с ним международный договор [45, С.327].
Режим внешней торговли – национальный режим, режим предоставления тарифных преференций, иные режимы, устанавливаемые при осуществлении внешней торговли в соответствии с законодательством и нормами международного права.
Зона свободной торговли – таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами (группами государств) не применяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами в отношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер на основе норм международных договоров.
Специальный режим – предоставление договаривающимися государствами своим физическим и юридическим лицам особых прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
Преференциальный режим – предо
Режим наибольшего
Приграничная торговля предусматривает предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами (услугами), произведенными в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенными для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими постоянное место нахождения на этих территориях; осуществляется как правило, на основе международного договора Республики Беларусь, с определенным иностранным государством [44, С.160-161].
Управление
внешнеэкономической
Совету Министров подчинены различные министерства и ведомства:
- общие (Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции);
- отраслевые (Министерство промышленности, Министерство архитектуры и строительства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли, Министерство связи и информатизации, Министерство транспорта и коммуникаций);
- специальные (Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по налогам и сборам, Министерство обороны и др.);
- крупные государственные концерны, объединяющие государственные предприятия ключевых отраслей («Белнефтехим», «Белбифарм» и др.).
Кроме того,
существуют различные комитеты, например
Государственный таможенный комитет,
Государственный военно-
Немаловажную
роль в развитии внешнеэкономической
деятельности регионов играют администрации
свободных экономических зон, призванные
управлять процессом
Специальным
государственными органами, осуществляющими
общую координацию
На Министерство иностранных дел республики возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координации деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций.
Министерство экономики разраба
Министерство торговли координирует внешнеторговую деятельность, обеспечивает единство развития внешней и внутренней торговли, регулирует отношения, связанные с защитой прав потребителей, контролирует осуществление рекламной деятельности.
Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводит экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса, участвует в регулировании внешней государственной задолженности, координирует внешнеэкономическую деятельность по вопросам страхования.
Значительное
место в системе регулирования
внешнеэкономической
В соответствии с п.1 Положения «О Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», определено, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. Основными задачами Государственного таможенного комитета являются:
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь