Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Цель дипломной работы: раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы, а также проанализировать методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.
Основополагающими задачами при выполнении данной работы является:
- раскрыть понятие и дать подробную характеристику внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь;
- изучить действующее законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, а также привести примеры управления внешнеэкономической деятельности в других странах;
- рассмотреть и проанализировать порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как можно шире раскрыть методы тарифного и нетарифного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................с.3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………...............с.7
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности…...........................................с.7
1.2 Правовые основы внешнеэкономической деятельности..............................с.21
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………........................................................................с.42
2.1 Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..................с.42
2.2 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности..............с.68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................с.86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ..........................................................................с.97
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Нормы, определяющие содержание и режим внешнеэкономической деятельности и ее отдельных видов (например, ст.5 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
2. Нормы, регламентирующие вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и ее отдельных разновидностей (например, ст.4 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности закрепляет принципы государственного регулирования этой деятельности);
3. Нормы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь. Правовой режим – это основной показатель отношения конкретного государства к возможности допущения иностранных инвестиций в свою экономику, в связи с чем в таких нормах, закрепленных в наибольшей мере в Инвестиционном кодексе находят отраженные вопросы, касающиеся: порядка и сферы помещения иностранного капитала; порядка налогообложения; условий перевода за пределы страны-реципиента прибыли (дохода) и иного капитала; гарантий и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам; ограничений, связанных с капиталовложениями в ряд отраслей экономики; порядка разрешения инвестиционных споров.
4. Нормы, устанавливающие порядок совершения внешнеэкономических сделок. Именно в этой категории норм находят свое отражение конкретные способы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- валютные
правила совершения
- налоговые
правила совершения
- таможенные
правила совершения
5. Нормы,
устанавливающие порядок
Таким образом, содержащиеся во внешнеэкономическом законодательстве нормы права могут относится ко всем без исключения правовым отраслям. Вместе с тем единство внешнеэкономической политики государства настоятельно требует комплексного правового регулирования, построенного на единых принципах, с единством терминологии, внутренней непротиворечивостью и удобной системой поиска правовой информации [52, С.50].
ГЛАВА 2. ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внешнеэкономическая
политика является одной из существенных
и необходимых функций
В зависимости от целей и задач, преследуемых государством в торговле с третьими странами, определяется глубина и жесткость регулирования таких торговых отношений. При этом любое государство ставит перед собой задачи защиты внутреннего рынка, создания благоприятных условий отечественными товаропроизводителям и обеспечения интересов своих экспортеров в других странах.
За счет успехов на международном рынке товаров государство стремится добиться внутренней политической и социальной стабильности, экономического роста. Для этих целей, с одной стороны, всесторонне используются процессы либерализации, правовой регламентации, унификации нормативной правовой и договорной базы, правоприменительной практики, а с другой – развиваются и совершенствуются формы и методы государственного протекционизма и ограничительной практики. В результате этого создается система связей внутриэкономического развития с экономическими процессами, происходящими за пределами государства, уравновешивается их влияние на национальную экономику. Система таких связей представляет собой торгово-политический и торгово-экономический режимы государства – совокупность инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота, закрепленных в форме национального права и механизмов их применения в соответствии с нормами и принципами международного права.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе Организации Объединенных Наций и являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой. К международному регулированию экономических отношений, в том числе и к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества и др.
В то же
время в международных
- Принцип наибольшего
Соглашения,
предусматривающие взаимное предоставление
режима наибольшего
- принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам торгово-политического режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары и услуги и т.п.
- принцип свободы транзита является конвенционной нормой международного права, которая так же, как и применение принципа национального режима, не получила универсального характера.
Правовое содержание принципа свободы транзита выражается в следующих основных положениях:
- принцип гласности
Понятие
внешнеторгового
- принцип преференциального
Особенность
правового регулирования ОСП
состоит в том, что на современном
этапе не существует единого договора,
который бы унифицировал основные условия
его применения. Это не позволяет
однозначно сказать, на каких условиях
должен предоставляться
Указанные
международные правовые принципы регулирования
внешнеэкономической
Тарифное
регулирование в различных
В качестве законодательной базы тарифного регулирования в большинстве стран существуют таможенные кодексы и законы о таможенном тарифе, а в ряде государств, например в Российской Федерации и Республики Беларусь, - налоговые кодексы.
Под тарифными мерами регулирования
внешнеэкономической
В основе
мер тарифного регулирования
внешнеэкономической
Классическими функциями таможенного тарифа являются протекционизм (защита отечественных товаров от иностранной конкуренции) и фиск (пополнение госбюджета). С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на развитие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о создании в них зон свободного предпринимательства. Кроме того, функции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тарифа и дополняет его.
Таким образом, таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается прежде всего в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера [38, С.305].
Правовой основой таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь являются Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г.№204-З, Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 г. №2151-XII «О таможенном тарифе», Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 №346-З «О защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», а также декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов исполнительной власти [31, С.28].
В соответствии со ст.2 Закона от 03.02.1993г. №2151-XII «О таможенном тарифе», таможенный тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь[12].
Под таможенной границей понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела [31, С.9]. В Республике Беларусь в соответствии нормами Таможенного кодекса Республики Беларусь, таможенная граница совпадает с государственной границей Республики Беларусь (п.2, ст.3) [7].
Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь