Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа
Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.
Введение
Основные принципы территориального планирования
Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственный университет управления
Институт государственного управления и права
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по учебной дисциплине
«Экономика городского хозяйства»
«Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований»
.
Москва 2014
Содержание
Введение
Организация реализации программ социально - экономического развития муниципальных образований должна начинаться еще на этапе подготовки к их формированию и последовательно осуществляться в течение всего процесса планирования и прогнозирования.
Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.
Проекты, вошедшие в программу, должны пользоваться приоритетом при выделении инвестиций из муниципального и регионального бюджетов. Кроме того, включение в территориальную программу инвестиционного проекта того или иного хозяйствующего субъекта, как правило, служит дополнительным аргументом для участия в нем внешних частных инвесторов.
Обязательным заключительным этапом формирования любого плана (долгосрочного, среднесрочного, годового) социально-экономического развития муниципального образования должна являться также разработка механизма управления реализацией планов, системы мониторинга и корректировки.
Обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана основных шагов невозможно без тщательно организованного мониторинга, который организуется органами местного самоуправления и общественностью муниципального образования на основе принятых правовых актов, обеспечивающих разработку и реализацию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Принципы разработки программы социально-экономического развития муниципального образования»
Цель данной работы является изучение принципов разработки программы социально-экономического развития муниципального образования
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть - основные принципы территориального планирования
Рассмотреть - базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований
1. Основные принципы территориального планирования
В общем случае смысл территориального планирования, по мнению большинства авторов, состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.
При этом практически все авторы сходятся также во мнении, что территориальное планирование как система, лежащая в основе разработки планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором обязательном наборе принципов, обеспечивающим методологическое единство форм и методов разработки плановых и прогнозных документов от уровня поселения до уровня страны.
В экономической литературе в настоящее время присутствует достаточно значительное количественное и понятийное разнообразие основных принципов территориального планирования и прогнозирования. Однако сколько-нибудь единого мнения, как по количеству, так и по формулировкам предлагаемых принципов по-прежнему нет.
Так, например, в основе планирования должны лежать пять основных принципов:
1. Принцип единства, т.е. использование показателей в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.
2. Принцип непрерывности, который, по мнению автора, определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Этот принцип, как считает автор, определяет обязательность интеграции краткосрочного плана в среднесрочный, а среднесрочного - в долгосрочный. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.
3. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам его исполнителей.
5. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта планирования.
В отличие от, К.Н. Знаменская считает, что в основе территориального планирования должны быть положены шесть общеметодологических принципов и шесть дополнительных. Под общеметодологическими принципами планирования она понимает следующие принципы:
1. Научность - плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий.
В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития субъекта, разрабатываются прогнозы, ТЭО темпов и прогнозов его экономического роста.
2. Системность - в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.
3. Комплексность - в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.
4. Оптимальность - означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.
5. Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.
6. Ограниченность ресурсных возможностей - ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.
Дополнительными принципами планирования, по мнению, являются:
1. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей в государственном планировании исходит из интересов человека и общества, поэтому цель всякого планирования должна исходить из целей удовлетворения потребностей населения.
2. Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает осуществление всех целей и задач планирования с наименьшими затратами.
3. Принцип пропорциональности и сбалансированности - влияние государства на формирование пропорций и структуру общественного производства (эквивалентность результатов деятельности общественного производства, равновесие спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, паритет различных форм собственности).
4. Принцип приоритетности - необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики в настоящий момент.
5. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности.
6. Принцип экономического стимулирования и правовой отвественности.
И.В. Картышева и В.Ю. Ульяшина в своих работах не делят принципы территориального планирования и прогнозирования на основные и дополнительные. Они считают, что при разработке территориальных планов и программ должно соблюдаться девять обязательных принципов:
1. Принцип комплексности - рассмотрение приоритетных целей
в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития муниципального образования.
2. Принцип системности - определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей.
3. Принцип адаптивности - формирование стратегического плана развития должно осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды.
4. Принцип эффективности - означает уверенность в определенных целях и приоритетах для достижения требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами.
5. Принцип целенаправленности - определение приоритетных целей для муниципального образования в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения государственных минимальных стандартов качества жизни населения.
6. Принцип минимизации рисков - в процессе формирования стратегии должны быть оценены риски, которые прогнозируются при сравнительном анализе вариантов.
7. Принцип баланса интересов - обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.
8. Принцип легитимности - обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.
9. Измеримость, реальность и ясность для исполнителей.
Как следует из приведенных выше формулировок, все предыдущие авторы, в какой то степени, сходятся во мнении только по первым четырем принципам территориального планирования.
В свою очередь, соглашаясь с в обязательности соблюдения принципов комплексности, эффективности и баланса интересов субъектов территориального планирования и управления, О.М. Рой считает, что планирование является исходной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии муниципального образования на определенный срок. Поэтому, по его мнению, помимо названных трех, составление планов становится возможным благодаря соблюдению еще четырех основных принципов:
1. Эквифинальности - свойство планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.
2. Мозаичности - выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.
3. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.
4. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Э.А. Уткина, так как он отталкивается в определении принципов планирования и прогнозирования, прежде всего, от принципов построения системы управления обществом.
Общими принципами управления, на которых, по мнениюЭ.А. Уткина, должны базироваться плановые документы являются:
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления.
2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических задач и планов должны базироваться не только на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, но и обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.
3. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений.
4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.
Кроме общих принципов управления, как считает автор, планирование опирается на три локальных принципа планирования:
1. Принцип оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит, по мнению Э.А. Уткина, в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя из определенного критерия оптимальности (временной промежуток, объем финансовых ресурсов, количество трудозатрат).
2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ. Единство, на взгляд автора, должно обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами расчетов показателей, а комплексность - в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.
3. Третьим локальным принципом, как следует из работ Э.А. Уткина, является принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. Его содержание состоит в том, что должны обеспечиваться внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых и прогнозных документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.
В ранее изданных работах нами также были даны рекомендации придерживаться при
формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований пятнадцати принципов, на
которые необходимо опираться при
формировании плановых и прогнозных документов для административно-территориальны
Информация о работе Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований