Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.

Содержание

Введение
Основные принципы территориального планирования
Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка программы социально-экономического развития.rtf

— 331.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственный университет управления

Институт государственного управления и права

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине

 «Экономика городского хозяйства»

                                                  на тему

«Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований»

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

Содержание

 

  1. Введение
  2. Основные принципы территориального планирования
  3. Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований
  4. Заключение
  5. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация реализации программ социально - экономического развития муниципальных образований должна начинаться еще на этапе подготовки к их формированию и последовательно осуществляться в течение всего процесса планирования и прогнозирования.

Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.

Проекты, вошедшие в программу, должны пользоваться приоритетом при выделении инвестиций из муниципального и регионального бюджетов. Кроме того, включение в территориальную программу инвестиционного проекта того или иного хозяйствующего субъекта, как правило, служит дополнительным аргументом для участия в нем внешних частных инвесторов.

Обязательным заключительным этапом формирования любого плана (долгосрочного, среднесрочного, годового) социально-экономического развития муниципального образования должна являться также разработка механизма управления реализацией планов, системы мониторинга и корректировки.

Обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности плана основных шагов невозможно без тщательно организованного мониторинга, который организуется органами местного самоуправления и общественностью муниципального образования на основе принятых правовых актов, обеспечивающих разработку и реализацию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Принципы разработки программы социально-экономического развития муниципального образования»

Цель данной работы является изучение принципов разработки программы социально-экономического развития муниципального образования

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть - основные принципы территориального планирования

Рассмотреть - базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований

 

 

1. Основные принципы территориального планирования

 

В общем случае смысл территориального планирования, по мнению большинства авторов, состоит в определении основных направлений социально-экономического развития субъектов территориального управления.

При этом практически все авторы сходятся также во мнении, что территориальное планирование как система, лежащая в основе разработки планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором обязательном наборе принципов, обеспечивающим методологическое единство форм и методов разработки плановых и прогнозных документов от уровня поселения до уровня страны.

В экономической литературе в настоящее время присутствует достаточно значительное количественное и понятийное разнообразие основных принципов территориального планирования и прогнозирования. Однако сколько-нибудь единого мнения, как по количеству, так и по формулировкам предлагаемых принципов по-прежнему нет.

Так, например, в основе планирования должны лежать пять основных принципов:

1. Принцип единства, т.е. использование показателей в направлении единого вектора цели, что требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях.

2. Принцип непрерывности, который, по мнению автора, определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Этот принцип, как считает автор, определяет обязательность интеграции краткосрочного плана в среднесрочный, а среднесрочного - в долгосрочный. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза.

3. Принцип гибкости - способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам его исполнителей.

5. Принцип участия, означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта планирования.

В отличие от, К.Н. Знаменская считает, что в основе территориального планирования должны быть положены шесть общеметодологических принципов и шесть дополнительных. Под общеметодологическими принципами планирования она понимает следующие принципы:

1. Научность - плановые документы разрабатываются на основе познания и использования экономических законов и теорий.

В процессе разработки планов анализируются тенденции и перспективы экономического и социального развития субъекта, разрабатываются прогнозы, ТЭО темпов и прогнозов его экономического роста.

2. Системность - в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений учитывается сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы.

3. Комплексность - в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.

4. Оптимальность - означает ориентацию планового решения на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта.

5. Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде.

6. Ограниченность ресурсных возможностей - ориентируется на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.

Дополнительными принципами планирования, по мнению, являются:

1. Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей в государственном планировании исходит из интересов человека и общества, поэтому цель всякого планирования должна исходить из целей удовлетворения потребностей населения.

2. Принцип повышения эффективности общественного производства предусматривает осуществление всех целей и задач планирования с наименьшими затратами.

3. Принцип пропорциональности и сбалансированности - влияние государства на формирование пропорций и структуру общественного производства (эквивалентность результатов деятельности общественного производства, равновесие спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и ресурсами, паритет различных форм собственности).

4. Принцип приоритетности - необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики в настоящий момент.

5. Принцип согласования краткосрочных и перспективных целей и задач предполагает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны с достижением стратегических целей, позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности.

6. Принцип экономического стимулирования и правовой отвественности.

И.В. Картышева и В.Ю. Ульяшина в своих работах не делят принципы территориального планирования и прогнозирования на основные и дополнительные. Они считают, что при разработке территориальных планов и программ должно соблюдаться девять обязательных принципов:

1. Принцип комплексности - рассмотрение приоритетных целей

в контексте всей совокупности прогнозируемых социально-экономических показателей развития муниципального образования.

2. Принцип системности - определение перспективных направлений развития осуществляется с учетом внешних взаимосвязей.

3. Принцип адаптивности - формирование стратегического плана развития должно осуществляться с учетом возможных изменений внешней среды.

4. Принцип эффективности - означает уверенность в определенных целях и приоритетах для достижения требуемого качества жизни с наименьшими финансовыми и социальными затратами.

5. Принцип целенаправленности - определение приоритетных целей для муниципального образования в перспективе, осуществляется исходя из необходимости достижения государственных минимальных стандартов качества жизни населения.

6. Принцип минимизации рисков - в процессе формирования стратегии должны быть оценены риски, которые прогнозируются при сравнительном анализе вариантов.

7. Принцип баланса интересов - обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов при выборе стратегии.

8. Принцип легитимности - обязательное рассмотрение и принятие предложенного варианта на уровне представительного органа местного самоуправления.

9. Измеримость, реальность и ясность для исполнителей.

Как следует из приведенных выше формулировок, все предыдущие авторы, в какой то степени, сходятся во мнении только по первым четырем принципам территориального планирования.

В свою очередь, соглашаясь с в обязательности соблюдения принципов комплексности, эффективности и баланса интересов субъектов территориального планирования и управления, О.М. Рой считает, что планирование является исходной функцией в муниципальном менеджменте и призвано заложить основные ориентиры в функционировании и развитии муниципального образования на определенный срок. Поэтому, по его мнению, помимо названных трех, составление планов становится возможным благодаря соблюдению еще четырех основных принципов:

1. Эквифинальности - свойство планируемой системы определять свой рост не из собственных предпосылок, а от текущего состояния системы, вызванного ее реальным положением в среде.

2. Мозаичности - выделения в структуре плана равноправных субъектов планирования.

3. Пропорциональности - функции плана, связанной с требованием выравнивания и учета при распределении целей и ресурсов между территориальными образованиями в соответствии с местом данной территории в системе национального разделения труда и приоритетами социально-экономического развития.

4. Экологичности - формообразующей роли среды в обеспечении целостности планируемой системы.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают работы Э.А. Уткина, так как он отталкивается в определении принципов планирования и прогнозирования, прежде всего, от принципов построения системы управления обществом.

Общими принципами управления, на которых, по мнениюЭ.А. Уткина, должны базироваться плановые документы являются:

1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование, согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления.

2. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических задач и планов должны базироваться не только на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, но и обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений.

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Кроме общих принципов управления, как считает автор, планирование опирается на три локальных принципа планирования:

1. Принцип оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит, по мнению Э.А. Уткина, в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя из определенного критерия оптимальности (временной промежуток, объем финансовых ресурсов, количество трудозатрат).

2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических планов и программ. Единство, на взгляд автора, должно обеспечиваться едиными формами, показателями, таблицами расчетов показателей, а комплексность - в результате учета в процессе планирования всех внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта планирования.

3. Третьим локальным принципом, как следует из работ Э.А. Уткина, является принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов. Его содержание состоит в том, что должны обеспечиваться внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых и прогнозных документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

В ранее изданных работах нами также были даны рекомендации придерживаться при формировании комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований пятнадцати принципов, на которые необходимо опираться при формировании плановых и прогнозных документов для административно-территориальных единиц муниципального уровня.

Информация о работе Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований